Грозят ли главному финансисту Султанову и министру по ннвестициям Касымбеку «вольные хлеба»?

Критика правительства и отдельных членов правительства зашкаливает за все мыслимые пределы. Но пока все ограничивается лишь отдельными арестами да некомплементарной риторикой…

А Васька слушает, да ест. Государственные деньги

Недавно Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции Казахстана обнародовало ужасающую статистику, касающуюся нецелевого использования государственных средств. Бюджетные деньги и средства Национального фонда – святая святых, — выделенные на реализацию государственных программ, нещадно разворовываются.

Выявлено 163 (!) коррупционных преступления. «Наибольшее их количество приходится на программы «Развитие занятости и массового предпринимательства» − 37, «Развитие регионов до 2020 года» − 35, «Образования и науки» − 32, «Нурлы жол» – 15. За их совершение к уголовной ответственности привлекается 71 лицо», — сообщил на брифинге официальный представитель агентства Нурлан Жахин.

Как такое вообще возможно: чтобы деньги, направленные для улучшение жизни населения, ушли словно вода в песок? Агентство выяснило, что задержанные в основном занимались хищением бюджетных средств путем подписания фиктивных актов выполненных работ по объектам в рамках госпрограмм, вымогательством взяток и злоупотреблением должностных полномочий при распределении бюджета и выделении земельных участков.

Не единичный случай – десятки фактов, из которых будут составлены десятки и сотни томов обвинительных заключений. Чего только стоит скандал в министерстве энергетики, где задержаны уже два вице-министра, а счет нанесенного государственной казне ущерба идет на миллиарды тенге.

бюджет казахстан

Агентству, по сообщению Нурлана Жахина, в отдельных случаях удалось защитить субъекты бизнеса от незаконного вмешательства должностных лиц.

«В данном направлении пресечено 119 фактов. За их совершение привлекаются 82 должностных лица. Принятые меры позволили защитить права более 104 предпринимателей. Большинство в Астане – 25 фактов и в Алматинской области – 10 случаев», − сообщил чиновник.

Всего за пять месяцев антикоррупционная служба зарегистрировала 1418 уголовных правонарушений, из которых 1014 или 72% являются коррупционными, изобличено около 500 лиц, включая руководителей республиканского уровня. Из выявленных фактов 51% (525) – взяточничество и 37% (379) – хищение.

Вот, собственно, что нужно знать о сущности людей, которые пришли служить государству и народу Казахстана верой и правдой. Правда ужасающая. И никакой веры им нет.

Просто критика, и ничего другого на ум

Между тем в правительстве продолжается очередной разбор полетов. Уже традиционно подвергаются обструкции два министра – Бахыт Султанов, отвечающий за финансы, и Женис Касымбек, возглавляющий министерство по инвестициям и развитию.

Ранее с критикой их работы выступал, и неоднократно, глава государства, и в мажилисе парламента им тоже хорошо доставалось.

Бахыт Султанов, по мнению президента страны, плохо следит за государственными финансами и раздает их по первому требованию со стороны других министерств. Женису Касымбеку ставилось на вид за отсутствие контроля использования денег при строительстве дорог, за плохую работу с иностранными инвесторами.

Что касается критики работы министров в парламенте, то она расширяет представление общественности и о других упущениях. Например, председатель мажилиса Нурлан Нигматулин не так давно отчитал министра финансов Султанова за то, что подход ведомства по стимулированию авансовых платежей в республиканский бюджет (а как же, ведомству нужно представлять радужную отчетность наверх!) обескровил налогоплательщиков.

«Вот, по примеру в доходной части бюджета, по данным Счетного комитета, перевыполнение на 82 млрд. Вроде бы хорошо все, все в порядке и достигли 100%. Но давайте посмотрим, как достигнут этот показатель. Перевыполнение достигнуто за счет поступивших налогов во второй половине декабря в счет будущего периода. И сумма догадайтесь какая? Аккурат, 82 миллиарда. То есть, чтобы достичь желаемой этой цифры, вы забираете у предприятий их оборотные средства, изымаете налоги с несуществующих объемов и продаж. Вы тем самым обескровили предприятие, но добились 100% показателя по формированию доходной части бюджета», — привел свои аргументы, обращаясь к министру финансов, Нурлан Нигматулин. И попросил правительство запретить авансирование.

Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев, периодически раскручивая нагайку, на этот раз бичевал Минфин за низкое освоение средств (всего 15%!), направленных на строительство объектов республиканского значения, а министра Касымбека за то, что слишком долго согласовывает соглашения с международными банками по займам для развития инфраструктуры.

Что делать?

Извечный вопрос, измучивший не только наших далеких предков, но и нас тоже.

Мы еще не позабыли те времена, когда министры и правительства удостаивались лишь хвалебных отзывов или, на крайний случай, дежурных комплиментов и благодарностей за службу отечеству.

Сейчас мы поднялись на уровень выше. Очень часто вместо бравурных маршей звучит критика в адрес тех, кто поставлен во главе важных государственных задач, но не способен их решить. Значит, нужно подбирать другие, более профессиональные кадры и, что еще важнее, кадры, которые способны в существующих условиях проявить такие нужные, остро востребованные сегодня качества, как служение народу Казахстана.

Мешает многое. Конъюнктура, когда на должности назначаются компромиссные фигуры. Безответственность – когда не страшно быть уволенным сегодня и быть назначенным на эту же должность (или даже повыше) через короткое время. Коррупция, когда даже осуждение по этой уголовной статье не закрывает двери на государственную службу. Много чего еще: двойные стандарты в госслужбе, совмещение государственных полномочий и бизнес-интересов, высокий класс PR – когда действительные, чаще всего, ничтожные или даже отрицательные заслуги перед страной меркнут по сравнению с тем, как чиновник умеет преподносить себя и свои умения…

Мы сейчас на более высокой ступени развития, далеко не самой высшей, но это вселяет некий оптимизм.

Что чиновники, не справляющиеся хронически со своими обязанностями, будут лишены привилегии получать зарплату за счет народных денег (в конце концов, мы их не выбирали), а попросту – отправятся на вольные хлеба. Что на их место придут, наконец, настоящие государственники. Что во главу угла будет поставлена эффективность расходования госсредств. Что органы, ответственные за контроль за использованием бюджетных средств, будут принципиальны.

Все это, наверное, станет наконец возможным, если государство отойдет от патернализма, чрезмерного присутствия даже в конкурентных, рыночных сферах и перестанет плодить бесчисленное количество государственных программ, без которых вполне можно обойтись. Как говорил один всем известный классик политэкономии: лучше меньше – да лучше…

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.