Казахстанская банковская система списала один риск слиянием «Халыка» и Казкома, но не стала более устойчивой

Алматы. 12 сентября. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Казахстанская банковская система списала один риск слиянием Народного банка Казахстана («Халык банк») и Казкоммерцбанка (Казком, ККБ), но не стала от этого более устойчивой, считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов.

«Слияние «Халыка» и Казкома, а точнее — покупка Казкома «Халыком», было нетривиальным решением. Казком, как и все банки, пострадал в результате кризиса 2008 года, однако остался сильным, развитым, с одной из лучших клиентских систем и гибким менеджментом. Однако кризис усугубился и, насколько я понимаю, акционеры Казкома решили продать часть банка, а затем и весь», — прокомментировал он произошедшее в конце июля слияние двух банковских учреждений.

По мнению эксперта, Казкоммерцбанк после кризиса оказался в весьма затруднительном положении. «Не все крупные сделки Казкома были прозрачными, особенно в части сотрудничества с Meridian Capital. По ряду проектов продлили сроки окупаемости: по всей вероятности, это тот же Esentai. При всем этом, у акционеров ККБ была опция — сократиться, продать часть своих активов, уйти в чистую розницу, где их ждала конкуренция того же Kaspi», — уточняет Р.Рысмамбетов.

Эксперт оценивает слияние как победу здравого смысла.

«Тяжело сказать, что было в голове у акционеров ККБ, тем не менее они решили продать (банк – КазТАГ). И даже после покупки Казкома у Халыка, думаю, была возможность оставить Казком отдельным, розничным и МСБ банком, однако менеджмент принял логичное решение – сократить расходы и сделать из двух банков один. Вместе с тем слияние банков спасло многих от головной боли, части панических настроений на рынке, а, возможно, и сэкономило часть средств, если брать (в расчет – КазТАГ) здравый смысл», — отметил Р.Рысмамбетов.

Однако он далек от мысли, что «банковская система стала устойчивее».

«Точно осознать вероятные риски можно лишь допустив падение банка и приняв все последствия, которые могли бы быть непростыми для всех без исключения банков. Думаю, казахстанская банковская система списала один риск – приняв это решение, но значительно устойчивее не стала», — уточняет эксперт.

По мнению Р.Рысмамбетова, с одной стороны, государство сужает банкам поле для маневра, с другой стороны, внутри топ-менеджмента финансово-кредитных учреждений еще живы иждивенческие настроения.

«Проблемы в экономике, активное участие государства в большинстве крупных бизнес-проектов фактически лишают банки поля (для маневра – КазТАГ), давая им взамен какие-то субсидии по госпрограммам. Ранее я писал, что процесс слияния «Халыка» и Казкома до бесшовного состояния займет не один квартал, тем самым освобождая какие-то ниши другим банкам. Насколько я вижу, другие банки почему-то не торопятся их занимать. Вероятно, большинство наших банков не вполне осознают изменений как в глобальной индустрии финансов, так и внутренних изменений на рынке Казахстана. Все еще ждут госпомощи, все еще надеются на «богатого папу» — государство», — подытожил финансовый консультант.