В свое время НАФТА стала ответом Северной Америки на создание Европейского союза после Маастрихтского договора. У Евросоюза сегодня сложный бракоразводный процесс с Великобританией после брексита, а Североамериканская зона свободной торговли усилиями Дональда Трампа де-факто умерла. Наблюдатели признают, что 45-ый хозяин Белого дома старается выполнять свои предвыборные обещания, но выиграет ли реально экономика США от пертурбаций с НАФТА – вопрос спорный.
Президент Трамп не любит вести дела с союзами государств и наднациональными структурами, потому что такой формат скрадывает преимущество США в выяснении отношений «один на один». Здесь в экономическом измерении у Вашингтона только один равновесовой соперник – Поднебесная.
За время существования НАФТА между США, Канадой и Мексикой вырос товарооборот как в количественном измерении, так и с точки зрения удельного веса их взаимной доли международной торговли. Счет созданных новых рабочих мест в каждой из стран-участниц идет на миллионы, вместе с тем средняя заработная плата мексиканского работника не сократила разрыва с американскими и канадскими коллегами.
Североамериканская зона свободной торговли – это очень большой и сложный механизм. Как у всякого подобного явления, оценки со стороны экспертов в отношении НАФТА отличаются. Одни указывают на растущий торговый дефицит Вашингтона при связях с Мехико и Оттавой, другие на ослабление мексиканской и канадской экономик из-за интеграции с США. В Мексике за время функционирования ЗСТ (зоны свободной торговли) сократилось финансирование различных государственных социальных программ, налоговое давление на корпорации ослабло, а на рядовых граждан возросло.
Дональд Трамп пытается «расправиться» с коллегами по интеграционному объединению поодиночке. Начал он с Мексики, которая считается меньшим экономическим игроком, чем Канада, если считать ВВП по номиналу (при методике расчета по паритету покупательской способности – ППС – совокупное мексиканское хозяйство превосходит канадское). Мехико сдался на милость Вашингтона в конце августа. Потом президент Трамп выставил дедлайн, до которого к соглашению должна была присоединиться Оттава.
Как более слабая, Мексика пошла на уступки перед США по целому ряду принципиальных вопросов. Например, в сфере автомобилестроения будет сокращено количество китайских комплектующих. Какие-то изменения теоретически должны пойти на пользу американским и мексиканским рабочим. Чтобы беспошлинный режим работал, 75% запчастей любого авто, проданного в Северной Америке, должны быть выпущены в США или Мексике (существующее ограничение – 62,5%). Еще одно изменение – 45% (а не 40%) деталей таких автомобилей должны быть изготовлены работниками, которые зарабатывают по меньшей мере $16 в час.
После того, как президент Трамп «порешал» проблему с Мексикой, переговорное положение Канады стало еще сложнее. С одной стороны порядка 70% внешнеторгового оборота Страны кленового листа приходится на США, с другой – Дональд Трамп очень сложный переговорщик для двустороннего формата. Как бы то ни было, но Оттава поставленные перед ней крайние сроки американского ультиматума сорвала. Отправленная на переговоры глава МИД Канады Христя Фриланд ради этого отменила поездки на Украину и во Францию, зато пока держит оборону.
Когда Евросоюз шел по пути создания наднациональных интеграционных органов, в Северной Америке руководствовались схемой координации. В рамках НАФТА была создана Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли от всех трех стран-участниц. В компетенцию Комиссии, помимо прочего, входит разрешение возникающих споров. В новом соглашении между Вашингтоном и Мехико такой структуры нет и Канада продавить ее на переговорах с США вряд ли сможет. Фактически Оттаве придется пойти на американские условия под дулом ковбойского кольта.
Мексика унижена, но мексиканцы обидчивы, поэтому при удобном случае своему северному соседу это припомнят. Канада сопротивляется публичному унижению и всячески его оттягивает, но – учитывая расклад «договаривающихся» сил – вряд ли сможет его избежать. При этом у Оттавы возможность геополитического маневра в каких-то аспектах шире, чем у Мехико. В первую очередь потому, что Канада входит в ЗСТ с Европейским союзом и для многих уже сегодня является частью Объединенной Европы в Северной Америке.
Можно подводить определенные промежуточные итоги. Дональда Трампа ничему не научила история с 300% (потом 293%) пошлин на канадские самолеты Bombardier. Запретительные барьеры привели к тому, что Bombardier вступил в альянс с Airbus и сегодня это крупнейший в мире концерн по производству гражданских воздушных судов. Очень удачная ветка канадских узкофюзеляжных самолетов CSeries после ребрендинга получила название А-220. В общем, угрожать пошлинами хай-теку опасно, потому что она сам в определенном смысле оружие.
Фактически президент США занимается (причем эффективно) экономической дезинтеграцией Северной Америки. Сегодня с его подачи там идет борьба национальных экономик по перетягиванию одеяла на себя. Представить подобную ситуацию в рамках Евросоюза уже невозможно – там национальным экономикам отрубили руки, из-за чего Испания и Италия не могут поссориться из-за марокканского инжира или вьетнамских теннисных туфель. Потому что валюта – евро – одна и вся внешняя торговля под Брюсселем. Теоретически Белый дом под руководством г-на Трампа может добиться перераспределения (условно) 3% мексиканских и 5% канадских доходов в пользу США, но стратегически Вашингтон от ликвидации интеграционного проекта на континенте потеряет неизмеримо больше.
Политическая ошибка – это добровольный вход в ситуацию, из которой нет положительного выхода. В погоне за тактическими выгодами Дональд Трамп совершил политическую ошибку. Потому что экономическое соглашение на 16 лет, которое каждые 6 лет будет пересматриваться – это и не соглашение вовсе, а скорее договор о текущей повестке. США становятся классическим национальным государством и де-факто подталкивают к этому своих соседей. Возможно, это сценарий для нашего Евразийского экономического союза. И не самый худший.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.