Иногда Google просто жжет. Если вы введете в поисковую строку замысловатую фразу «заключение о результатах оценки эффективности достижения целей министерства финансов РК», вы получите 198 млн. (!) результатов. Конечно, в результатах поиска будет не только искомое министерство – интернет предоставит вам полную картину, о всех госорганах. Несколько бессонных месяцев понадобится для того, чтобы понять, как же загружены наши министерства и ведомства, перед которыми стоит задача не только выдавать на-гора новые программы и выполнять текущую работу, но и при этом еще проводить оценку своей деятельности.
Но не будем тратить столько драгоценного времени, чтобы понять – это не Google жжет, это жгут чиновники разного ранга и разной принадлежности к госорганам, и жгут они не в том смысле, который подразумевает мейнстрим. Они прожигают – банально – наше время, наши, налогоплательщиков деньги, ведь не за бесплатно они создают сотни миллионов страниц никчемных трудов, они ведь при этом получают зарплату, причем, не самую маленькую, в стране, охваченной кризисом развития. Они прожигают доверие к государственным органам и ведут к социальному кризису.
В Казахстане бюрократия зреет. А, возможно, она уже сформировалась, как класс. И этот класс, представьте себе, мечтает о совершенстве.
***
Почитаешь отчеты чиновников о своей миссии, и прослезишься. Дотошно, скрупулезно они пишут отчеты о проделанной работе. Определяют цели, подсчитывают индикаторы, выставляют оценки – сами себе. А осязаемые результаты их не интересуют. Нарисуют отличные отчеты – значит, будут жить. Мнение общества и реальное положение дел их интересует меньше всего.
Все, что пишут чиновники – это не чтиво.
Не чтиво для людей, которые не имеют надежды обрести крышу над головой, несмотря на многочисленные – теперь уже – программы о доступности жилья.
Не чтиво для тех, кто не может устроить своих детей в детский сад.
Не чтиво для тех, кто, несмотря на нечеловеческие усилия, так и не смог организовать или продолжить свое дело. По многим причинам: аппетиты чиновников при лицензировании; требования, чаще всего, неочевидные, откатов; прессинг проверяющих или банальный накат, который именуется рейдерством; да, в конце концов, «благодаря» несовершенной налоговой политике, когда выживает тот, кто пользуется финансовыми схемами, а не руководствуется законом.
Не чтиво для тех, у кого вместо хлеба с маслом на завтрак теперь пустой чай – зарплаты не только не растут, а застряли по своей покупательской способности на уровне 2015 года.
Не чтиво для тех, кому светит неполный рабочий день или, еще хуже, сокращение, если вдруг попробовать покачать права.
Но зато это чтиво для нижестоящих чиновников, которые пишут для вышестоящих начальников. Ведь они отвечают не только за свое кресло, но и портфель начальника. Они выверяют каждую буковку и каждую цифирку. Но нам читать их не стоит. Потому что это не чтиво. И смысла в таких отчетах маловато, если он вообще существует.
***
Хотя, впрочем, иногда такие отчеты о проделанной работе вызывают восхищение. Вот, например, одно из министерств пишет: «При освоении средств от 99,0 до 100% по бюджетным программам 001, 002, 005, 006, 055 и 062 по 11 показателям достижение прямых результатов составило от 114% до 237%, а по подпрограмме 111 программы 001 показатель перевыполнен в 332 раза (количество приобретаемой техники, оборудования, офисной мебели, программного обеспечения и другое для центрального аппарата МЮ РК и его территориальных органов план — 1, факт 332)».
Алексею Стаханову это и не снилось! Он всего-то за одну смену добыл в 14,5 раза больше угля.
Впрочем, здесь речь идет не о производстве, а о расходовании государственных средств. Любая светская львица сможет, наверное, показать и не такие чудеса «производительности», будь у нее доступ к дармовым счетам.
***
Или вот, например, одно ведомство критикует себя же за отношение к персоналу: «В частности, в государственном органе остро стоит проблема переработок. Почти половина служащих (47,2%) задерживаются на работе, из них 20,5% – постоянно и часто».
Но то, что задерживаются госслужащие на работе – это вовсе не значит, что они перерабатывают. Они могут не сдавать вахту в 18.00 по разным причинам: начиная от желания выслужиться перед начальством (или требования не уходить раньше, чем умчится глава ведомства на своем дорогом служебном авто) и заканчивая нежеланием идти домой. При этом, оставаясь на работе во внеурочное время, они необязательно посвящают его на дела во благо казахстанцев.
Вот еще одна цитата: «Почти треть служащих (25,1%) остались без положительного отзыва руководства за последние семь дней и не имели возможности обучаться или расти в профессиональном плане (23,3%)».
Представляете такую ситуацию, когда бастык чуть ли не ежедневно должен оценивать сотрудников? Ему больше заняться нечем? А каков же стресс рядового бюрократа, если у него нет одобряющей отметки в анналах бюрократического учреждения?! И ему ничего не остается делать, как играть по правилам, всячески демонстрировать свою лояльность вышестоящему руководству, а приносить пользу обществу – это вторично.
Вот отсюда и берутся в ведомственных отчетах такие перлы: «Большинство сотрудников считают, что на работу в их государственный орган принимают талантливых и квалифицированных работников (72,3%) и повышение получают достойные (75,8%)».
Как же, кто из принятых в ряды бюрократов не считает себя талантливым, профессиональным, исключительным? И кто осмелится сказать, что карьеру в их ведомстве можно сделать по блату, благодаря связям, родственным отношениям, протекции?
Мало того. «Большинство сотрудников (78,2%) согласны с тем, что руководитель проявляет о них заботу, как о личности и на работе считаются с их мнением (85,5%). Данные факты свидетельствует о надлежащем уровне поддержки работников со стороны руководства». Попробуй считать иначе!
***
Недавно в Казахстане состоялся Форум стратегических инициатив, на котором эксперты обсуждали проблему бюрократии и низкой компетенции госслужащих.
Директор Центра стратегических инициатив (CSI) Бахытжан Саркеев пояснил, почему многие госпрограммы не выполняются: «Программа развития АПК, стратегпланы министерств содержат около 30 индикаторов, в то время как программа развития территорий акиматов содержит 80 показателей. Когда большое количество индикаторов, сложно работать, они не достигаются, закрываются формально. Все госпрограммы в целом имеют 3200 индикаторов, 5300 – общее количество страниц. За рубежом каждый госорган имеет всего семь-восемь ключевых индикаторов».
В общем, это все, что вы должны знать о причинах, почему так долог наш путь к экономическому процветанию.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.