«Легализация абортов до 18 лет: плюсы и угрозы»

Сетевые СМИ о том имеет ли право 16-летняя девушка-подросток делать аборт без маминого одобрения?

Мурат АБЕНОВ, общественный деятель – «Аборты с 16 лет: «А кто будет отвечать за этих девочек? Минздрав?»» — Минздрав инициирует поправки в Законы что бы разрешить врачам прерывать беременность не достигшим 18 лет в тайне от родителей. Но это противоречит логике Закона «О браке и семье». Согласно статьи 62 за здоровье детей отвечают родители. И еще родители участвуют в решении вопросов с юридическими лицами (больницами) по всем вопросам касающихся безопасности детей. Аборт серьезное вмешательство в состояние здоровья подростка.

Я против! Тогда по логике, предлагаемой командой Биртанова, надо снять ответственность родителей за детей с 16-летнего возраста? А кто тогда за них будет отвечать? Минздрав?

Анна ВЕЛИЧКО – «Почему кодекс “О здоровье” вызвал нездоровый интерес» — У поборников строгой морали появился новый повод для критики властей: новый кодекс “О здоровье нации”, который дает подросткам новые права, в том числе делать аборты и лечиться от гонореи без ведома родителей. Впрочем, это далеко не единственный сюрприз, который готовит разработанный документ.

Имеет ли право 16-летняя девушка-подросток делать аборт без маминого одобрения или не доросла еще до таких судьбоносных решений? С одной стороны – тысячи казахстанцев, которые не без основания полагают, что современная молодежь и так слишком свободных взглядов, новая уступка, чего доброго, заставит ее и вовсе пуститься во все тяжкие. С другой – медики и правозащитники, которые приводят неутешительную статистику: каждая третья из 1 000 казахстанок моложе 16 лет делала официальный аборт с одобрения законных представителей, а каждая восьмая родила в столь юном возрасте. При этом 15 процентов взрослых пар не могут иметь детей, в том числе из-за слишком бурной молодости. Не придавать норме лишнюю скандальность просит и исполнительный представитель ЮНФПА (Фонд ООН в области народонаселения) Раймбек СИСЕМАЛИЕВ. Хотя признает, что это и про секс в том числе. Правда, несколько в ином ракурсе – Мы регулярно мониторим ситуацию, интервьюируем подростков. Расскажу один случай. Парень 16 лет после незащищенной половой связи с острыми признаками гонореи пришел к врачу, но тот был вынужден отказать ему в лечении без согласия родителей. В таком возрасте подросткам сложно признаться родителям даже в том, что у них был секс, не говоря уж о том, чтобы сказать о возможном заражении венерической болезнью. Парень ушел, а через пару дней острая фаза заболевания прошла, боль прекратилась, и молодой человек успокоился. Болезнь же, которую на раннем этапе можно было вылечить очень быстро, переросла в хроническую стадию, – приводит случай из практики Раймбек Сисемалиев.

А сколько таких случаев по стране? По данным ЮНФПА, из тысячи подростков 15–17 лет более 30 больны гонореей, около этой цифры – сифилисом. И лишь единицы находят смелость признаться во всем родителям.

«Даурен Абаев сказал, что думает по вопросу об абортах с 16 лет» — В вопросе об абортах без согласия родителей с 16 лет важно правильно организовать диалог общества, экспертов и государства, сообщил министр информации и коммуникаций РК Даурен АБАЕВ — Действительно, это очень серьезный вопрос. Он напрямую касается здоровья нации, поэтому государству очень важно принять компетентное и взвешенное решение. Я хотел бы сразу проговорить несколько моментов. Во-первых, с данным предложением к Министерству здравоохранения обратился Фонд ООН в области народонаселения. Во-вторых, Минздрав вынес этот вопрос на обсуждение общественности. Без учета мнения граждан данная норма принята не будет. Само министерство готово к цивилизованному диалогу и в ближайшее время представит все плюсы и минусы этой инициативы.

Министр отметил, что, согласно казахстанскому законодательству, молодые люди в возрасте до 18 лет, в принципе, не могут получать медицинскую помощь без согласия родителей. Речь идет не только об абортах, но и обо всех видах медицинских услуг. В то же время, подростки с 15 лет могут получать среднее профессиональное образование, в том числе, с проживанием вдали от родителей. Они имеют право на заключение трудовых договоров, могут распоряжаться заработком и вкладами, несут уголовную ответственность. С 16 лет, при определенных обстоятельствах, они могут вступать в брак и воспитывать детей.

аборт 16 лет

Татьяна КИСЕЛЕВА – «Легализация абортов до 16 лет: плюсы и угрозы» — Одна из сторонниц новшества — Зульфия БАЙСАКОВА председатель правления «Союза кризисных центров» — Казахстан принял на себя обязательство, подписав конвенцию о правах ребенка. Теперь мы должны учитывать возрастные особенности детей. Например, они могут с 10 лет выбирать в суде, с кем жить — с мамой или папой. Что касается состояния здоровья, сейчас ребенок до 18 лет в органы здравоохранения должен обращаться с опекунами или родителями. И многие дети боятся. Девочки не всегда знают наверняка, беременны они или нет, можно ли применять какие-то меры прерывания беременности или нет. А некоторые даже и не ведают о том, какие меры контрацепции существуют. Потому что даже на консультацию они должны ходить с родителями или опекунами.

А вот политолог Талгат КАЛИЕВ против легализации абортов до 16 лет — Не исключено, что подросток, делающий аборт с 16 лет, начинает половую жизнь в 15 лет, то есть до возраста сексуального согласия. Эта норма, по сути, является признанием такого преступления, как вступление в половую связь с несовершеннолетней. Врач сделает аборт без ведома родителей, растлитель малолетней девочки, возможно, даже оплатит эти расходы и не понесет никакой ответственности. Желая совершить все в тайне от родителей, девочка вряд ли станет обнародовать эти факты и тем более писать в полицию. Одним словом, таким образом мы рискуем фактически узаконить педофилию.

Светлана БОГАТЫРЕВА, руководитель «TEENS — о подростках», считает, что прежде чем критиковать идею внедрения абортов до 16 лет, стоит сначала подумать, откуда она взялась — Количество криминальных абортов и плачевных последствий зашкаливает. Дело вовсе не в том, что где-то там в министерстве создан специальный комитет по расширению «окна Овертона». Дети просто бояться признаваться родителям, которые никогда не говорят с ними на такие темы, «уят» же .

Ольга ПАСТУХОВА – «Аборт раздора. Сексом занимаются, а к врачу — только с родителями?» — После заявления Лязат АКТАЕВОЙ инициативу прокомментировала сенатор Дарига НАЗАРБАЕВА. Она согласилась, что проблема нежелательной беременности несовершеннолетних «остра уже на протяжении многих лет«, но предложение Минздрава не поддержала: «Есть эта проблема. Решение надо искать. То, что предложило Министерство здравоохранения, на мой взгляд, довольно спорно«.

Позже Актаева разъяснила свою позицию. С ее слов стало известно, что профессиональное сообщество обсуждало это предложение еще несколько лет назад: в некоторых постсоветских странах и в Европе уже практикуется норма о прерывании беременности с 16 лет без согласия родителей. Также вице-министр еще раз подчеркнула, что речь идет о доступе ко всем медицинским услугам: профилактическим, консультационным, лечебным, реабилитационным.

Также за инициативу в целом выступает врач акушер-гинеколог высшей категории, к.м.н., доцент Шолпан САРМУЛДАЕВА. Однако специалист отмечает, что речь, на самом деле, речь идет шире, чем о теме абортов — …Я, честно говоря, не пойму, почему все уперлись в эти аборты? Мы говорим, про любую медицинскую манипуляцию с 16 лет. Или скажете аборты не делают до 18 лет? Делают и еще как, и знаете как? У бабок, нелегально, пьют какие-то таблетки по совету знакомых. Боятся сказать родителям, едут в другие города, прячутся, бегут… Привезли девочку 17 лет в родах, густо-зеленые воды, угрожающее состояние плода, надо оперировать. Матери рядом нет, опекунов нет. Никого нет. Пока пришел взрослый родственник, уже было поздно. Вот так

У этой инициативы есть и противники. Категорически против снижения возрастного ограничения выступает президент общественного фонда «Тансари», лидер общественного движения против сексуального насилия «Немолчи.kz» Дина СМАИЛОВА. Дина — сама жертва изнасилования — 16-летний ребенок еще в полной степени не осознает ни свое физическое здоровье, ни свое психологическое здоровье. Некоторые из них даже не знают, смогут ли они физически перенести аборт и подобного рода операции. Только родители могут знать, что этой девочки по состоянию здоровья нельзя то и то. В этом возрасте они еще полностью под опекой родителей. Если мы себе такое позволяем, то мы очень сильно рискуем. Я уже не говорю о моральной стороне этого вопроса. Если мы разрешаем аборты девочкам с 16 лет, то мы не спрашивая разрешения родителей, не узнавая какой уклад в этой семье, разрешаем девочкам заниматься сексом. Одно из другого вытекает. Я как мама абсолютно категорически против была бы против такого закона — сейчас моей дочери уже 24 года. Это ущемляет мои родительские права и ее права как ребенка, который не может в полной мере осознать.

Также спикера беспокоит свобода, которую государство таким образом дает тем людям, которые развращают детей — Склоняют их к проституции, половым отношениям раньше времени. Тогда ответственность за эти аборты ляжет на тех людей, которых я смело могу назвать насильниками, сутенерами… Это не секрет, что сегодня девочки занимаются сексом совсем с раннего возрасте, им обеспечивают прикрытие. Волосы девчонок выкрашивают в яркие цвета — красные, зеленые, синие, их фото размещают на специальных сайтах. С макияжем их «продают» как 20-летних. А клиенты знают, что девочкам с красными-зелеными-синими волосами — 15-16 лет. Мы обращались в прокуратуру с этим вопросом, ничем не закончилось. Их просто будут водить на эти аборты.

«Биртанов об абортах с 16 лет без согласия родителей: Нужно это обсуждать» — В кулуарах заседания Правительства министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ прокомментировал предложение своего ведомства разрешить в Казахстане аборты с 16 лет без согласия родителей. Он ответил, что сейчас в 16 лет подростки уже берут на себя ответственность по многим вопросам, значит, и разумно предоставить им право на получение любых форм медицинской помощи. Однако отметил, что в первую очередь общество должно спросить себя — Насколько хорошо мы воспитываем своих детей? Мы сейчас их ограничиваем всегда во всём. Если наши дети без нас принимают решение о вступлении в половую жизнь, так ли важно наше мнение, чтобы дальше с этим делать? Каждый сам себе должен задать этот вопрос. Нужно это обсуждать, я рад, что обсуждение идёт. Время есть, все мнения приветствуются.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.