История «Древнего Рима»: провокации на каждом шагу

Своим видением происходящего делится политолог Султанбек Султангалиев

Общество ещё взбудоражено после карагандинских событий, но способность расставлять ориентиры уже появилась. Своим видением происходящего делится политолог Султанбек Султангалиев.

***

— В соцсетях молниеносно распространились сообщения о том, что конфликт возник на национальной почве. «Козла отпущения» нашли тоже быстро: было возбуждено уголовное дело о разжигании межнациональной розни в отношении пользователя «ВКонтакте». Но вот вопрос: как сообщение, похожее на оперативную сводку полиции с чётким разделением участников конфликта на «КАЗАХОВ» и неказахов, попало в сеть? Ориентировки на непричастных к конфликту неказахах братьях Нурулу аукнулись разборками в азербайджанском кафе, а кто их вбросил в поле? А еще невесть откуда всплывшие записи телефонных разговоров, реальных или виртуозно смонтированных, о якобы погромах в Караганде, и видео, доступ к которому должен быть только у полиции — кто слил, кому это может быть выгодно? Даже самый активный рядовой пользователь соцсетей не способен в одиночку ответить на все эти вопросы…

— Конфликт в Караганде, закончившийся трагическим исходом, был намеренно раздут в социальных сетях, только лишь потому, что в драке участвовали представители разных национальностей, и был убит казах. Кстати, кто нанес смертельный удар, так ведь еще и не выяснено. К сведению, в ту же ночь в той же Караганде был убит еще один человек, а в Семее произошло сразу три убийства… Почему же об этих случаях не пишут и не обсуждают так активно? Вывод напрашивается сам собой: ажиотаж вокруг событий в «Древнем Риме» был создан с определенными целями. Много вопросов и к той информации, которая была распространена очень оперативно в соцсетях, в отличие от крайне запоздалой реакции официального следствия и государственных органов. Сейчас МВД объявило о служебной проверке по факту появления в интернете оперативной сводки и изначально неправильной информации о подозреваемых азербайджанцах. Хотя было бы более логично, если бы подобными утечками заинтересовались Комитет национальной безопасности и Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. Брифинг, проведенный пресс-службой МВД с участием заместителя министра внутренних дел Жаната Сулейменова, оставил после себя больше вопросов, нежели ответов для общественности и СМИ. Существуют также конспирологическая версия, что поток негативной информации о событиях в Карагандинской области и скандалы с полицейскими являются информационной войной против действующего министра внутренних дел, хотя лично я к такой версии отношусь скептически.

— Вопрос межнационального согласия был и остаётся одним из наиболее чувствительных в казахстанском обществе. Провокация, судя по реакции в соцсетях, частично сработала, рост радикальных настроений националистического толка очевиден. Согласны?

— Радикальные идеи имеют место всегда, в любом обществе — они как туберкулезные палочки в организме здорового человека. Однако, в период экономических кризисов, которые резко ухудшают жизнь простого человека, радикализм обретает благодатную почву и многочисленных сторонников. Наглядными примерами можно назвать революции 1917 года в России, приход к власти фашистов в Италии в 1922, нацистов в Германии в 1933. Помимо сугубо экономических причин существует и такой специфический аспект в процессе радикализации, как разочарование в главенствующей шкале морально-духовных ценностей, поиск альтернативных путей для общественного развития. Люди, разочарованные современностью, не видящие лично для себя перспектив в существующем обществе, очень охотно воспринимают радикальный образ мыслей.

Я не случайно затронул тему радикализации в вопросе о межэтнической стабильности в Казахстане. Существующий современный казахский национализм является ярко выраженным этническим национализмом в агрессивной форме, т.е. национал-шовинизмом. Его отличительными чертами являются во-первых, русофобия, во-вторых, отрицание права граждан Казахстана на национальную самоидентификацию, в-третьих, уже упомянутая агрессивность и неприятие любого инакомыслия, сопровождающаяся естественным поиском «врагов казахского народа», то есть если вы не разделяете мнение националиста, то автоматически попадаете в категорию врага всей казахской нации с сопутствующими ярлыками ватника, сепаратиста и к тому же манкурта в случае, если вы являетесь к тому же сами этническим казахом,

К кучке людей с явно примитивным мышлением, низкой социальной и политической ответственностью, непонятно почему присвоивших себе право говорить от имени всего казахского народа, конечно можно было бы отнестись с сарказмом. Однако их активность уже вышла за пределы виртуального мира интернета. Они ищут личных встреч с оппонентами, устраивают с ними разборки, угрожают им физической расправой, то есть оказывают активное моральное давление на инакомыслящих при полном попустительстве правоохранительных органов. То есть власть на ровном месте своим бездействием создает предпосылки масштабного конфликта, так как такие провокации рано или поздно закончатся плачевно, а именно приведут к физическому отпору, что даст цепную реакцию столкновений на почве политических взглядов и национальной принадлежности по всему Казахстану. Очень опасно и непредсказуемо использовать сферу межэтнических отношений в противостоянии различных элитных группировок и взаимных интригах больших политических фигур.

— Ещё не забылось предновогоднее обращение офицера Академии МВД к курсантам. Карьера карагандинского «бандита в погонах» закончилась бесславно — позорным увольнением. Вопрос — и всё? Вот вам налицо видеодокумент с призывом к социальной розни, растление молодёжи с использованием служебного положения (юристы скажут точнее) — наказание должно быть соответствующим. Или «братва» только изгоняет из своих рядов за болтливость? Начните сегодня, господа полицейские, расскажите открыто, почему тело погибшего было обнаружено только после 8 утра, восстанавливайте доверие народа по ниточке. Ведь и целью мирного митинга в Караганде было требование справедливого расследования трагедии, а в основе — недоверие к системе МВД?

— Протестность населения растет, и это связано даже не с постепенным ухудшением социально-экономической ситуации в стране. Народ морально устал от всеобъемлющей коррупции, безнаказанности элиты, непрофессионализма и бездушия бюрократического аппарата управления, откровенно бездарных законов, социальной несправедливости, ощущения личного бесправия перед государством. Всё это привело к тотальному недоверию населения к власти, что ярко показали земельные митинги, когда люди поверили не правдивой информации СМИ, а информационным фейковым вбросам о якобы продаже земли иностранцам, чего и в помине не было. Скандальное поздравление майора полиции в принципе никого не удивило — коррупция и своеобразное понимание законности людьми в погонах является секретом Полишинеля. Работа сотрудников МВД вызывает всеобщее нарекание, и необходимость реформы в этом ведомстве назрела давно. Экспертное сообщество и гражданские активисты даже подготовили проекты реформирования. Вместо этого людям запрещают митинги по данной проблеме и подсовывают новую полицейскую форму. На какую реакцию общества в таком случае могут рассчитывать власти? Страсти вокруг карагандинского события, пусть даже и спровоцированные националистическими элементами, на самом деле имеют в своей основе социальный протест, в основе которого в том числе и полное недоверие к системе МВД.

— Как во время карагандинского конфликта, так за полгода до него, в сети появились высказывания казахских националистов, без всякого сомнения попадающие под соответствующие статьи. Сейчас сеть полна такими сообщениями. Известны люди, которые их пишут. Почему нет реакции правоохранительных органов?

— Если я не ошибаюсь, 5 октября Министерство внутренних дел распространило заявление о том, что возбуждено одно дело по факту разжигания межнациональной розни со стороны пользователя соцсети «ВКонтакте». Это просто анекдотичный случай, так как в том же Фейсбуке можно открывать полсотни дел на пользователей по такому же поводу. И для этого не надо в поте лица мониторить весь Фейсбук, достаточно просто прочитать комментарии пользователей под постами известных блогеров, а так же национал-популистов. И так как мы понимаем, что в таких вопросах правоохранительные органы и даже спецслужбы не могут предпринимать каких-либо действий без разрешения сверху, то вывод очевиден.

Технология использования националистов для контролируемого раскачивания межэтнической ситуации используется давно и во многих странах — это не хорошо и не плохо — это просто метод манипуляции общественными настроениями в преддверии важных политических событий. В Казахстане такая технология применяется давно и успешно. Однако необходимо понимать, что ситуация в обществе изменилась по сравнению с благополучным периодом реального роста экономики и благосостояния многих категорий граждан. Сейчас этого нет и в помине, и настроения в социуме совершенно иные. Следовательно, и реакция на информационные вбросы и провокации будет однозначно другой, а не ожидаемой в виде сплочения части электората вокруг власти. Пользователи читают провокационные посты и оскорбляющие комментарии, видят открытые угрозы «приехать и разобраться» с теми, кто имеет другое мнение, нежели национал-популисты и видят, что власть ничего не предпринимает, чтобы как-то остановить распоясавшихся нацистов. Возникает естественное персонифицированное недоверие как к самой власти, так и большие сомнения в том, что это власть сможет их защитить от агрессии. Единственным реальным последствием националистической вакханалии является то, что идет рост эмиграции из страны русскоязычных граждан — самого преданного электората Нурсултана Назарбаева. Та часть элиты, которая покровительствует националистам, конечно же преследует свои политические цели, но, выигрывая тактически, они проигрывают в уже недалекой перспективе, ставя под угрозу не только само существование государственности (ну ладно, на страну этим людям наплевать), но и собственную безопасность и благополучие. Не все успеют к самолетам, господа… Хотя, в принципе — это будет очень интересно…

И, возвращаясь к нашим баранам, то бишь к обнаглевшим в социальных сетях национал-популистам и их наивным последователям в фейсбуке, хотелось бы сказать, что в этот раз последствия поднятой ими истерии дошли до сферы межгосударственных отношений между Казахстаном и нашим союзником по ОДКБ и партнером по Евразийскому экономическому союзу Арменией, и нанесли ощутимый удар по международному имиджу страны, которую так кропотливо выстраивали президент, его администрация и министерство иностранных дел. Поэтому реакция в виде показательных судов по поводу разжигания межнациональной розни будет обязательно.

— Провокационных инфоповодов для расшатывания стабильности в стране в последнее время слишком много, но общество демонстрирует явные успехи в самоорганизации и стремление решать цивилизованным путём все вопросы — социальные, экономические, межнациональные. А что демонстрирует власть?

— Если честно, я не вижу какой-либо роли общества в тех процессах, которые происходят в Казахстане. Исполнительная власть принимает решения, а общество в лице гражданских активистов, правозащитников, ряда блогеров и представителей экспертного сообщества критикует и иронизирует над этим в СМИ и интернете. И всё… Обратной реакции на критику на уровне республиканских ведомств в виде пересмотра одиозных постановлений попросту нет. Как говорится, «а Васька слушает, да ест». Есть определенные подвижки на местном региональном уровне, когда власти реагируют на замечания и предложения тех же пользователей интернета. Это положительный пример диалога и надеюсь, что он и впредь будет иметь место.

Верхушка исполнительной власти сейчас является заложником той системы государственного управления, которая сложилась в Казахстане. Её инициативы тонут в гуще громоздкой бюрократической машины и не дают масштабных положительных результатов. Вместо этого в Акорду из регионов идёт поток победных чиновничьих реляций о головокружительных успехах, которые не имеют ничего общего с реальностью. В итоге мы имеем в одной стране две параллельные Вселенные – «ханство кривых зеркал» и «землю тысячи неработающих заводов».

На протяжении десятилетий власть говорит о стабильности и внешне все выглядит вполне благопристойно, но это стабильность чайника с бурлящим кипятком внутри него. Грош цена стабильности, которую могут легко поколебать несколько блогеров в интернете, как это случилось во время земельных митингов и вот сейчас, вокруг карагандинской разборки.

Ситуация усугубляется тем, что в формате искаженной действительности, в которой поневоле пребывает наш политический Олимп, трудно оценить реальные опасности дестабилизации. Определенные действия для преодоления подобного рода затруднения власть делает — одним из таких эффективных шагов является создание Центра анализа и прогнозирования Администрации президента во главе с Ержаном Бабакумаровым.

Единственной альтернативой является комплексное реформирование всей политической системы в сторону демократизации общественно-политической жизни. Авторитарная политическая система сыграла свою положительную роль в 90-ых годах XX века. Но теперь она стала стала главным препятсивем для успешного развития государства, экономики, общества, и от неё необходимо постепенно избавляться. Население ждет реальных реформ и обновления всей неэффективной системы государственного управления.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.