Петропавловск. 27 января. КазТАГ – Жительница Петропавловска, блокадница Ирина Сидельникова называет голод самым ярким воспоминанием о войне.
«Самые яркие воспоминания – не стало хватать хлеба. Мама нам сухариков немного успела заготовить, но они быстро закончились», — рассказала она на научно-практической конференции, посвященной 75-летию окончательного снятия блокады Ленинграда, которая прошла в Петропавловске.
Когда началась война, девочке было пять лет, ее брату — три с половиной. Их отец в первый же день войны ушел на фронт, защищать родной город.
«Едва услышав сообщение по радио, отец достал призывное удостоверение и пошел воевать. И так поступили миллионы людей. Мама по ночам бегала вместе с соседями, спасала наш дом от зажигалок. Однажды, когда она была на работе, начался обстрел. Рама окна открылась, горшки с цветами улетели, самолет пикирует низко-низко.. Но мы с братом успели спрятаться», — вспоминает Ирина Васильевна.
Ее и брата увозили из Ленинграда в марте 1942 года, чтобы спасти. А буквально накануне объявили об увеличении хлебного пайка до 225 граммов.
«Я еще спросила у мамы: а может, останемся? Она ответила категорически: нет, надо ехать. Оказывается, она тогда уже была на последней стадии дистрофии, врачи ей так и сказали: если не эвакуируется, то дети останутся сиротами. Самое яркое воспоминание о дороге из Ленинграда: ночь, горят костры, я держу брата за руку. Воспитатели, оказывается, жгли эти костры, чтобы спасти нас и от холода, и от комаров. Мы были на станции Инга как раз вы то время, когда сомкнулось кольцо блокады. Теперь на том месте стоит памятный знак. Нам тысячу раз повезло, что мы остались живы, ведь сколько детей погибло…», — вспоминает бывшая блокадница.
Через месяц семья оказалась в Саратовской области, ставшей их пристанищем больше чем на год.
«В памяти от того времени осталась заря в небе в любое время дня и ночи. Я спросила у мамы, что это такое, и она ответила: «Это идет битва на Сталинград». С детским садом мы ходили в ближайший лес, и вдруг откуда-то воинские части появились в этом лесу. И солдаты всегда нас старались чем-то угостить, например, отличными саратовскими арбузами», — рассказала Ирина Сидельникова.
День победы семья встретила в Саранске, в Мордовии.
«Мама на работе. И вдруг ни с того ни с сего наш четырехэтажный дом стал ходить ходуном – и стены, и потолок – от человеческих криков: «Включайте радио! Победа!» Тотчас все собрались во дворе дома, а на площадь мама нас не взяла – слишком много народу там было. В конце 1946 года наша семья вернулась в Ленинград. Отец вернулся с фронта с обмороженными руками, но живой», — вспоминает Сидельникова.
В Казахстан она приехала в 1956 году после окончания техникума по направлению.
«Приехали мы втроем, двое потом уехали, а я осталась, встретив здесь будущего мужа Николая Семеновича. Мы с ним уже 60 лет вместе. И город Петропавловск строился и хорошел на моих глазах», — заключила Ирина Васильевна.