Жанар ТУЛИНДИНОВА – «Что съезд грядущий нам готовит?» — 17 января первый заместитель председателя партии «Нұр Отан» Маулен АШИМБАЕВ в своем аккаунте на Фейсбуке анонсировал проведение 27 февраля XVIII съезда партии. Хотя Ашимбаев уточнил, что съезд является очередным и приурочен к 20-летию партии (I учредительный съезд РПП «Отан» состоялся 1 марта 1999 года), а также сообщил основные пункты повестки съезда: новая программа партии до 2030 года, изменения и дополнения в устав, отчеты партийных органов, избрание нового состава Политсовета партии, тем не менее, на фоне досужих разговоров о досрочных президентских или парламентских выборах, эта новость обросла догадками и предположениями. Якобы «истинной целью» предстоящего партийного мероприятия является старт электоральной кампании. Запись в аккаунте известного казахстанского политолога Марата ШИБУТОВА, перепостившего анонс съезда, о том, что «слухи ходят, что могут объявить о каких-нибудь выборах», обострила интригу.
Нельзя сказать, что слухи эти напрочь лишены почвы, хотя бы потому, что в политической истории современного Казахстана выборы (в большинстве своем досрочные) и съезды партии власти давно идут в тесной спайке. Иными словами большая часть съездов «Нұр Отана» была приурочена к электоральным кампаниям – либо президентским, либо парламентским.
Аргументы относительно «нелогичности» проведения выборов нынешней весной привел в своем Telegram канале политолог Талгат КАЛИЕВ — «Не ждите выборов! Весной их проведение становится нелогичным. На этот период намечена масса мероприятий с участием президента. В том числе в марте празднуется 20-летие партии «Нұр Отан». В этот период назначение парламентских или президентских выборов размыло бы медийный и общественный эффект всех этих мероприятий».
По мнению Т. Калиева, если выборам «и суждено состояться в этом году, то, скорее всего, ближе к его завершению». Впрочем, вышеописанная богатая традиция досрочного наступления электоральных циклов, которые подчиняются своей, до конца непознаваемой логике, все-таки заставляет быть настороже и не расслабляться.
Бауржан ТОЛЕГЕНОВ – «Досрочная предопределенность» — Прошлогодние разговоры о внеочередных президентских выборах из прогнозов трансформировались в ожидания избирательной кампании. Поэтому вне зависимости будет ли она досрочной или очередной, электоральный процесс по сути уже идет. И он продолжит развиваться, хотя бы потому что Акорде нет смысла ставить его на паузу, поскольку в таком случае придется отказаться от уже сформированного задела, обнулить разогревочный этап и заморозить до 2020 года готовность общественного мнения к выборам.
Отрицание Нурсултаном Назарбаевым внеочередных выборов возымело обратный эффект, наоборот, став катализатором ожиданий. Впрочем, такая метаморфоза закономерна, ведь практически все президентские кампании были внеочередными.
Поэтому чем больше власти будут отрицать досрочные выборы, тем общество охотнее будет верить в то, что они будут. И вопрос, а был ли изначально замысел с досрочкой, уже вторичен. По логике политического процесса Акорде теперь нет смысла заворачивать до установленных сроков уже идущий и отчасти живущий своей жизнью электоральный процесс. К тому же событийный ряд 2019 года – проведение Года молодежи, принятие Закона «О статусе педагога», запуск новой программы по развитию регионов, старт подготовки к празднованию 30-летия Независимости – усиливает позиции партии выборов.
По большому счету Акорда имеет задел для переизбрания уже в первой половине года. Тем более, что досрочный вариант не встречает отторжения в обществе, а как будут развиваться события во втором полугодии, неизвестно. Вот только какой будет философия выборов? Прежние мотивы — «сохранение статуса-кво для стабильности», «единение для преодоления кризиса» — заезжены до дыр, а формулы «мандат для реализации трансферта власти» или «переизбрание во избежание внешнего вмешательства» невозможны, по крайней мере на легальной основе.
Асылхан МАМАШУЛЫ — «20 лет «Нур Отана». От предвыборного штаба к «правящей партии»» — Политик Жармахан ТУЯКБАЙ, участвовавший в президентских выборах в качестве единого кандидата от оппозиционных сил, считает, что при нынешней политической системе партия «Нур Отан» превратилась в партию авторитарного режима – Сейчас общественность понимает, что «Нур Отан» не является настоящей политической силой, и в случае смены власти уйдет вместе с ней. Правящая партия ответственна за нынешнюю ситуацию в стране и процветание коррупции. Мы говорим «правящая партия», подразумеваем – Нурсултан Назарбаев, мы говорим «Нурсултан Назарбаев», подразумеваем – «Нур Отан».
Политик Дос КОШИМ нынешнюю партию «Нур Отан» сравнивает с советской Компартией, которая была тесно переплетена с государственными институтами – Прежде Компартия стояла высоко, а сейчас такая роль лишь у президента. Если раньше материалы СМИ начинались со слов «трудящиеся, руководствующиеся решением Компартии», то сейчас начинаются со слов «благодаря взвешенной политике и мудрости елбасы». В этом всё отличие.
Дарья ЧИЖОВА – «Нур Отан 20 лет спустя. Партия власти или партия при власти?» — 21 октября 1998 года было зарегистрировано Общественное движение «Общественный штаб в поддержку кандидата в Президенты Нурсултана Абишевича НАЗАРБАЕВА». 9 января 1999 года было принято решение о преобразовании Общественного штаба в Республиканскую политическую партию «Отан» (Отчизна). 12 февраля 1999 года партия была зарегистрирована. Так, ровно 20 лет назад Казахстан обрел собственную партию власти, которая должна была стать эффективным механизмом общественной мобилизации в ходе президентских и парламентских кампаний. И надо признать, что с этой базовой функцией партийный аппарат справлялся более чем успешно, обеспечивая рекордные сборы голосов от одних выборов к другим. Единственным сложным периодом в партийной истории стала подготовка к парламентским выборам-2004, когда неожиданное явление «Асар» вызвало брожение в аппарате и партийных кадрах, впрочем, довольно быстро преодоленное через слияние всех и вся в 2006 году в обновленную, объединенную и укрупненную партию «всей власти».
Так что в юбилейный месяц казахстанской партии власти есть чем гордиться. Вектор движения прост и ясен – от победы к победе. А что кроется за фасадом организации избирательных кампаний? Начиная с 2007 года, т.е. по мере ухудшения социально-экономической ситуации в стране, развития кризисных тенденций, осуществляются попытки расширить «зону ответственности» Нур Отан, придать функционал, отличный от линейной установки – «мобилизовать», «организовать», «провести».
Напомним, что за последние десять лет партия власти была вовлечена в реализацию практически всех заявленных Акордой реформаторских программ, включая борьбу с коррупцией. Но оценить реальный вклад «Нур Отан» в осуществление любого масштабного проекта – дело крайне сложное, четких критериев оценки не существует. Поэтому субъективизм преобладает – для кого-то из экспертов «Нур Отан» за прошедшие 20 лет превратилась в полноценную партию власти, а кто-то констатирует – партия при власти, которая побеждает за счет уникально высокого рейтинга своего лидера. Истина, как всегда, будет лежать ровно посередине между крайностями.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.