До 15 дней может сократиться срок возмещения экспортерам НДС с 2019 года

Алматы. 31 января. КазТАГ – До 15 дней сокращается срок возмещения экспортерам налога на добавленную стоимость (НДС) с введением с 2019 года в Налоговом кодексе механизма контрольного счета, сообщил партнер по налогам KPMG в Казахстане Рустем Садыков.

«По заявлениям, до 15 дней сокращается срок возмещения НДС экспортерам. То есть, крупный экспортер, у которого – 10 тысяч поставщиков-подрядчиков, пусть половина их – в «зеленой зоне» и проверять их не надо, а проверки остальных заменяются теперь анализом движения входящих-исходящих сумм по контрольному счету (перестает беспроцентно кредитовать экономику – КазТАГ)», — сказал Р. Садыков на встрече с журналистами в Алматы.

Механизм контрольного счета является, по мнению Р. Садыкова, наиболее интересным нововведением в Налоговый кодекс с 2019 года.

Контрольный счет – это специальный счет, который предприятие открывает в банке. Но по контрольному счету двигается только НДС: входящий и исходящий.

Предприятие продает товар, выставляя покупателю коммерческий счет и счет-фактуру, и ему оплачивают стоимость товара плюс НДС – 12%. В механизме контрольного счета две суммы – стоимость товара и исходящий НДС – будут на разных счетах: расчетном счете и особенном – контрольном счете. Далее предприятие покупает сырье и его поставщики-подрядчики также перечисляют, но уже не исходящий, а входящий НДС на этот же контрольный счет.

«По сути, все движение НДС-ных денег происходит на одном счете, они не смешиваются со стоимостью товаров и услуг, которые покупаются или продаются», — поясняет Р. Садыков.

Зачем это нужно? Чтобы уйти, по его словам, от механизма встречных проверок.

Внутри Казахстана предприятие перекладывает свой НДС на покупателей, которые покупают товары или услуги и оплачивают НДС. Экспортеру, поскольку у него нет в Казахстане покупателя, на которого он мог бы переложить НДС, покупатель находится за рубежом, государство возвращает НДС, чтобы экспортер не нес это бремя.

«Но этот возврат – трудоемкий процесс, требующий нервов, времени и усилий. Почему? Потому, что возмещение – криминалоемкая тема, очень много было прецедентов, когда на возмещение входящего НДС подавали не в случае продажи товаров и услуг. Условно говоря, предприятие получало фиктивные счета-фактуры от своих поставщиков-подрядчиков и потом пыталось возместить их, если было недобросовестным экспортером. Поэтому был придуман лет 10 назад механизм встречных проверок. То есть, когда экспортер подает на возмещение, налоговые органы выходят ко всем поставщикам-подрядчикам и начинают проверять их НДС к исполнению: насколько они не лже-предприятия, а действующие и исполняют все требования по НДС», — говорит партнер по налогам KPMG.

Однако встречные проверки требуют не только основания, но и учета всей информации по сделкам, в том числе поступающей из внешних источников.

«Представьте, налоговые органы и так загружены повседневной работой, а встречные проверки – «факультативное занятие», которое откладывается «на потом». Почему? Цель обычной проверки – собрать деньги в бюджет, встречной проверки – отдать деньги из бюджета. Что в приоритете? Обычные проверки. То есть проверяющая сторона не была особо заинтересована в проверке сделок. Поэтому законодатели неоднократно придумывали – за сколько дней экспортерам должны вернуть НДС – 60 дней, 30 дней, 55 дней», — уточняет Р. Садыков.

В казахстанской экспортно-ориентированной экономике экспортеры считают, по его словам, что кредитуют бюджет. Беспроцентно. На несколько месяцев. И с этим все соглашаются. Для бюджета, для государства выгодно растягивать процесс возмещения потому, что это – беспроцентный заем. Механизм же контрольного счета позволяет уйти от встречных проверок.

«Налоговые органы получают доступ к контрольным счетам, видят движения по ним, но пока еще не было отчетного периода с использование контрольных счетов, мы не видели пока, как это на практике работает. Благодаря тому, что на контрольных счетах двигается только НДС, можно сделать кросс-чекинг: от какого поставщика-подрядчика этот НДС зашел, к какому покупателю ушел, скажем так. Можно удаленно это проверять», — полагает Р. Садыков.

По его словам, с точки зрения налогового администрирования, Казахстан – не компактный Азербайджан, где этот механизм давно работает, но где только два крупных морских месторождения.

«В Казахстане – несколько десятков крупных компаний плюс экспортеры – горнорудники и зерновики, проекты – на суше и на море, очень разношерстная масса экспортеров. Может быть, поэтому критики сомневаются в эффективной работе этого механизма. Посмотрим!» — ожидает Р. Садыков.