Почему Алматинская и Туркестанская области стали основными регионами-донорами мигрантов

Алматы. 6 февраля. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Высокие темпы прироста населения сделали Алматинскую и Туркестанскую области основными регионами-донорами мигрантов для всего Казахстана, считает эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК Камила Ковязина.

«Алматинская и Туркестанская области традиционно являются основными регионами-донорами мигрантов для всего Казахстана. Оттуда исходят самые большие потоки не только на север, как показывают результаты программы переселения, но и во все регионы: Алматы, Астану, Карагандинскую, Восточно-Казахстанскую области», — прокомментировала К. Ковязина для КазТАГ сообщение о том, что почти 2 тыс. семей переселились в 2018 году на север Казахстана по государственной программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек».

Даже в Мангистаускую область, продолжила эксперт, чаще всего из всех казахстанцев едут жители именно этих областей.

«Это объясняется тем, что Алматинская и Туркестанская области не только самые большие регионы по численности населения — в каждой из них проживает около 2 млн жителей, но и с самыми высокими темпами прироста населения», — пояснила К. Ковязина.

Даже несмотря на активную миграцию, подметила эксперт, за последние 18 лет численность населения в каждой из них (Алматинской и Туркестанской областях – КазТАГ) выросла примерно на полмиллиона человек.

«В то время как в Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях численность населения снизилась более чем на 100 тыс. человек», — привела статистику К. Ковязина.

На вопрос, какую реально функцию выполняет госпрограмма для переселенцев, эксперт ответила, что «достаточно важную».

«Во-первых, необходимо четко обозначить: многие казахстанцы и без этой программы ежегодно самостоятельно переселяются, едут в другие регионы за работой, лучшими возможностями и большими перспективами для своих детей», — заявила К. Ковязина.

Условия, по ее словам, госпрограммы дают возможность таким людям переехать с минимальными финансовыми потерями, позволяют осесть и адаптироваться в первое время, самое тяжелое для мигрантов.

«Во-вторых, предполагается, что года будет достаточно для адаптации мигрантов в регионе прибытия, и они смогут закрепиться, либо найдя работу, либо открыв свой собственный бизнес», — отметила эксперт.

А в некоторых регионах, по ее мнению, мигрантам может быть выделен земельный участок, а это позволит вести свое подворное хозяйство и, возможно, даже открыть семейную ферму.

На вопрос, как она может оценить перспективы госпрограммы «Еңбек», К. Ковязина ответила, что «однозначного ответа пока нет».

«Положительно на ее эффективность повлияет то, что к ней подходят прагматично: в каждом северном регионе и в каждом районе есть определенная квота на оптимальное количество переселенцев. Есть определенные критерии отбора. По крайней мере, в Павлодарской области отмечают, что в их программу попадают только квалифицированные кадры, в которых область нуждается. То есть, обдуман вопрос востребованности иммигрантов, а следовательно – качество их адаптации по окончании года», — подчеркнула эксперт.

С другой стороны, по ее мнению, есть в госпрограмме и определенные недоработки.

«К примеру, большой запрос в северных областях на учителей, медицинских работников, трактористов, ветеринарных врачей, но спрос на них есть и в южных областях. Те же, кто хочет и готов переезжать, чаще всего не имеют такой квалификации, то есть они будут оставаться за бортом программы», — заметила К. Ковязина.

Также эксперт со слов переселенцев отметила один парадоксальный момент.

«Выдаваемые подъемные достаточны для покупки дома в менее развитых селах, но там нет работы, а в селах, где она есть, жилье стоит гораздо дороже из-за перспективности», — подытожила К. Ковязина.

Напомним, ранее сообщалось, что почти 2 тыс. семей переселились в 2018 году на север Казахстана по государственной программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек». В 2018 году региональная квота приема переселенцев была установлена в количестве 1517 семей переселенцев, или 6363 человека. В течение года из трудоизбыточных регионов в северные регионы переселено 6766 человек (1 858 семей), или 106% от плана.