Нет речь пойдет не о браках между мужчиной и женщиной, хотя и с этим не все в порядке – слишком часто распадаются. Поговорим о взаимоотношениях первого и третьего секторов – государства и гражданского общества. Вот уж где и однополая любовь, и беспорядочные связи, и измены на стороне, одним словом – хорошее дело таким гражданским браком не назовут!
С одной стороны, все уже устоялось: президентская вертикаль, не зависящие от населения акимы-назначенцы, декоративные партии в мажилисе, чисто номенклатурный сенат и совсем уже пустопорожние маслихаты, — это все такое нам привычное. И даже единственно, в нашей быстротекучей жизни, кажущееся неизменным. Тем не менее, нет никаких оснований утверждать, что мертвечина представительных органов создается властями намеренно. Наоборот, есть основания говорить, что правительство и акиматы очень не против взаимодействовать с гражданским обществом, хотя бы с целью переложить на ту сторону часть забот и ответственности.
В конце концов, неизбежно подходит то время, когда незаменимый Лидер нации отойдет от дел и на посту президента окажется человек далеко не такой авторитетный и всесильный. И стране придется терпеть сколько-то лет в ожидании нового обожествления, причем далеко не факт, что преемнику удастся стать Елбасы-2. Гораздо вероятнее, что под видом новой волны «демократической оппозиции» усилится клановая борьба, что в нынешних кризисных условиях чревато раскачкой всего госуправления.
А раз власти не рискуют экспериментировать с усилением парламента и не фальсифицируемыми выборами, но явно хотели бы оживить хотя бы деятельность НПО и Общественных советов при госорганах, попробуем порассуждать, чем тут можно было бы помочь.
Пойдем так: оттолкнемся от примеров неудачных попыток, — уже будет видно, почему не сработало, потом примеры как раз удачные, а уже на этой базе сформулируем общие принципы.
Начну с себя – я член Общественного совета при ЕНПФ. Где, несомненно, более чем достаточно острых вопросов, требующих учета мнения общественности. Но Совет благополучно заглох. Причины: состав подбирало само руководство ЕНПФ, соответственно, критическая масса – она же инертная, это удобные руководству люди. Второе – даже выработанные рекомендации руководством Нацбанка попросту проигнорированы – нужны ли еще причины?
А какие Советы и при каких гоорганах вообще хоть чем-то заметным отметились? Дольше других пытается Общественный совет Алматы, но и от него отдача – где? Какой значимый для горожан вопрос ни возьми, от смога и «Кок жайляу» и до КСК и Байбелки – где роль Общественного совета?
Однако ближе всего мне энергетика и ЖКХ, а в них – тарифы, посмотрим, как там.
Сколько-то лет числюсь членом Экспертного совета при Комитете по регулирования естественных монополий, — собирались, помнится, один раз, давно. Может быть, меня без уведомления давно вывели, может быть – Совет действительно не собирался, или все вместе, все равно от этого института – ни вестей, ни отдачи.
В законе «Об электроэнергетике» есть общественный орган – Совет рынка, кто-нибудь слышал о нем и его влиянии на тарифы? И не услышите, потому что министр энергетики своим приказом закрепил функции Совета рынка за Электроэнергетической ассоциацией. То есть, общественный надзор за энергетической монополий передан ассоциации энергомонополистов. И как будто так и надо.
Далее, в законе «О естественных монополиях» закреплены такие с участием общественности процессы, как публичные слушания по тарифам и годовые отчеты предприятий-монополистов. Мероприятия заведомо чисто постановочные и пустопорожние, институционально и процедурно. Институционально, потому что против заведомо хорошо организованной стороны монополиста и восседающего рядом представителя Госрегулятора, — пустота. Какие-то необязательные НПО или просто прохожие с улицы. У которых есть, наверное, общественный темперамент, но, точно, нет никаких сведений, по которым можно было бы компетентно судить, высок или низок тариф. И процедурно – никаких последствий из проведенных или не проведенных публичных слушаний и отчетов, из того, что на них говорилось-требовалось, не вытекает.
И последний в перечне негативных пример – еще не реализованный, но гарантированно провальный – Совет по тарифной политике, предусмотренный в недавно принятой новой версии закона «О естественных монополиях». Такой совет будет, несомненно, сформирован (если пригласят – не откажусь) и, несомненно, через короткое время выдохнется. Поскольку в Закон он внесен чисто формально, без обязательных процедур и механизмов своего участия в тарифном процессе. Кроме того, участие в таком Совете – бесплатное, а, значит, и, во всех смыслах, бесполезное.
Теперь – примеры состоятельной деятельности НПО. Причем неизменно в течение практически всех лет суверенитета, при одних и тех же лидерах и в самых что ни на есть общественно значимых областях: права человека, свобода СМИ и экология. Конкретно, это Международное бюро Евгения Жовтиса, «Адил соз» Тамары Калеевой и «Зеленое спасение» Сергея Скуратова и Светланы Спотарь. Что еще, кроме безусловной известности и авторитетности их лидеров, объединяет эти заслуженные НПО? Именно то, что все они, все годы деятельности … не получают финансирования от родного государства – только зарубежные гранты.
Почему США и Евросоюз тратят деньги налогоплательщиков на поддержку экологии и прав казахстанцев – отдельный разговор. Для нашей темы важно, что работоспособность НПО начинается оттуда же, откуда идет стабильное финансирование.
А есть ли финансирование НПО в самом Казахстане? Да, есть, уже целый ряд лет, сосем немалое и постоянно растущее. Но можем ли мы навскидку назвать всем известные НПО и на слуху ли у нас фамилии их лидеров, осваивающих миллиарды и миллиарды тенге бюджетных грантов?
Скорее, приходится говорить об удобно замкнутом само на себя «взаимовыгодном» распределении министерских и акиматовских грантов между аффилированными НПО, в стороне от наиболее острых общественных проблем.
Сформулируем же принципы действительно равноправного и общественно полезного партнерства НПО и госорганов (третьего сектора – с первым):
Общественные советы (правильнее называть Представительские Советы – ПС) создаются во всех тех случаях, когда государство берет на себя те или иные обязательства перед гражданами (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, социальная защита, охрана окружающей среды, тарифное регулирование …), или накладывает на них те или иные обязательства (налоги, воинская служба …) и при тех центральных и местных органах власти, на которые соответствующие функции возложены;
Во всех таких случаях формируется государственный республиканский (областной, городской, районный) ежегодный социальный заказ, в составе утверждаемых бюджетов:
Установленная часть заказа выделяется ПС – для обеспечения их постоянной деятельности. Другая часть распределяется между специализированными НПО, на конкурсной основе и при участии Республиканского Гражданского Совета (роль которого мог бы исполнить нынешний Гражданский альянс). Сами же Общественные (Представительские) советы формируются из членов, делегируемых НПО.
Общественные (Представительские) советы, помимо выдачи заключений на подготавливаемые в соответствующих органах власти проекты нормативных актов и других документов, выпускают и собственные документы по установленной номенклатуре. В частности, ежегодные доклады о состоянии курируемой сферы. Например, Доклад о состоянии тарифной политики в электроэнергетике и ЖКХ Казахстана, или в соответствующем регионе. Другие примеры: ежегодный Доклад о состоянии пенсионного обеспечения в РК, о состоянии школьного образования, о состоянии экологии.
ПС вправе инициировать, со своей стороны, проекты нормативных актов для соответствующих органов. Кроме того, ПС проводят самостоятельные мероприятия – те же общественные слушания по кругу деятельности.
В составе социального заказа предусматриваются средства на проведение независимого профессионального мониторинга состояния соответствующих сфер деятельности. Например, для обеспечения действительно эффективных публичных слушаний по тарифам проводится независимый аудит эксплуатационной и инвестиционной деятельности соответствующих предприятий-монополистов.
В целом задача может быть такая: целенаправленно создать и поднять до постоянного партнерства с соответствующими республиканскими ведомствами, а в регионах – с акиматами, представительские Советы с устоявшимися кадрами по 5-7 важнейшим направлениям, например, Казахстанское движение «Поколение», «Родительский комитет», Ассоциация «Здоровье», Ассоциация «Прозрачный тариф», Республиканское движение «Чистая среда».
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.