Цеснагейт

Зачем и почему Адильбек Джаксыбеков продал свой семейный банк?

Хроника событий вокруг главного столичного финансового института: много интриги, случайных совпадений и не случайных тоже. Проблемы в банке появились задолго до того, как о них стало известно широкой публике или они были созданы искусственно? Почему совпал уход Джаксыбекова-старшего на пенсию и крах его финансовой империи? Получил ли он свой «золотой парашют», продав банк?

Кто замахнулся на Цеснабанк?

Фото: expert.ru

Июль и август прошлого года стали «черным» для этого финансового института. Ряд квазигосударственных компаний досрочно и «одномоментно», по словам Ульфа Вокурки – он в этом сценарии играет едва ли не главную роль, изъяли со своих счетов в банке значительную часть депозитов. Словно по команде.

Ульф Вокурка, возглавивший банк чуть позднее, 14 сентября прошлого года, пытался эту команду завуалировать. Дескать, вы же, господа хорошие, «наверняка знаете, уже давно обсуждается вопрос сокращения объёмов депозитов нацкомпаний в банках второго уровня».

Это правда. Вопрос периодически, но все реже и реже, обсуждается, а ситуация не меняется – квази с удовольствием держат огромные суммы в банках и получают гарантированный доход в виде вознаграждений по депозитам. В реальные проекты вкладываются неохотно, да и не умеют это делать. Риску они предпочитают плюсы в отчетах и бонусы за «хорошую работу». С депозитами они могут покончить, кажется, только под угрозой расстрела. А тут взяли и добровольно забрали депозиты! Кто из финансистов скажет, куда они перетекли?

Именно так внешне благополучный финансовый институт вмиг стал несостоятельным. Цеснабанк стал тонуть – катастрофически не хватало ликвидности для исполнения обязательств.

Сначала ему потребовалась спасительная соломинка от Нацбанка, у которого, по информации Bloomberg, он взял краткосрочный заем в размере $407 млн.

В октябре банк запустил свою очередную облигационную программу на 500 млрд. тенге (уже после продажи бумаг он улучшил условия в свою пользу: срок обращения увеличил с 10 лет до 15, а ставку снизил с 4% до 0,1%).

А потом его начали приводить в чувство, выкупив у него проблемные сельскохозяйственные кредиты двумя траншами на сумму 1,054 трлн. тенге. Этот процесс завершился аккурат к продаже самого банка, которая состоялась 6 февраля с.г.

Что интересно, первые выплаты Цеснабанка по погашению долга перед Фондом проблемных кредитов начнутся только через много лет – через 10 лет по первому траншу и через 15 лет – по второму. На языке казахстанских финансистов, учитывая реалии рынка и стремительно меняющуюся погоду, это может означать: никогда.

Судьба Джаксыбековых предопределена?

С Цеснабанком очень сильно связана семья Джаксыбековых – Адильбека и его брата Серика.

Foto: azattyq.org

Главный персонаж, конечно, Адильбек Рыскельдинович. Закаленный столичными ветрами политик, который более 25 лет виртуозно умудрялся совмещать и бизнес, и госслужбу. Его доверительным управляющим была супруга Ляззат, но все прекрасно знают, что это простые формальности.

В отставку с поста руководителя Администрации президента Адильбек Рыскельдинович был отправлен 10 сентября 2018 года с формулировкой «в связи с достижением пенсионного возраста».

Это событие удивительным образом совпало и со штормом, в который попало его любимой детище – яхта под названием «Цеснабанк», и пертурбациями в команде – появились новые люди и совершенно другие планы развития.

Серик Джаксыбеков известен лишь тем, что имел свою долю в финансовом холдинге и корпорации «Цесна». Никакой политики, никакой публичности. Его сын Ильяс тоже имел косвенное отношение к семейному бизнесу, будучи доверительным управляющим.

Ну и, наконец, заглавная роль, безусловно, у Даурена Адильбековича. Получив западное образование, в 2005 году он присоединился к команде «Цесны» и со временем стал ее кормчим.

Foto: comode.kz

18 октября Даурен Адильбекович, как крупный акционер корпорации «Цесна», принял решение выйти из состава совета директоров Цеснабанка. В СМИ сообщалось: «в соответствии с лучшей практикой корпоративного управления». А как же иначе.

«Даурена Адильбековича, как акционера, мы попросили отойти, чтобы было институционально, что он не вмешивается в текущие дела банка. Я его попросил стать моим советником, потому что я на этой должности месяц и не могу знать предысторию каждого вопроса. Я очень благодарен, что он согласился оставаться в команде, не занимая официальной должности, которая утверждается Национальным банком и имела бы возможность влиять на текущие дела», — не Вокурка, а сама нежность.

Акционеры получили свое?

25 января 2019 года стало известно, что власти Казахстана срочно ищут инвестора для второго по величине активов банка в стране – «Цеснабанка», считая, что ему потребуется дополнительная финансовая помощь. И тут – надо же – как черт из табакерки появляется никому неизвестная (или широко известная в узких кругах) брокерская компания и 6 февраля покупает банк!

Такого не бывает.

Изменения в составе акционеров косвенно свидетельствует о том, что смена собственников произошла не вдруг. Судите сами.

На 1 апреля 2018 основными акционерами банка являлись: АО «Финансовый холдинг «Цесна» – 62,17%, Чингиз Уандыков – 8,89%, TOO «АППАРАТKZ» – 7,34%, ТОО «KINESIOKZ» – 5,42%, АО «ЕНПФ» – 4,88% и АО «Цесна Капитал» – 0,32%.

На 1 января 2019 года состав акционеров очень сильно изменился: Кредитное товарищество «Април» – 2,54%, АО «Финансовый холдинг «Цесна» – 68,58%, Чингиз Уандыков – 6,65%, TOO «АППАРАТKZ» – 5,49% и АО «Цесна Капитал» – 0,49%.

Как видим, Джаксыбековы – вольно или невольно нарастили свою долю и, что любопытно, из капитала банка, фактически – из-под удара, ушли деньги ЕНПФ (сколько можно терять пенсионные активы?).

И наверняка финансовые условия обсуждались отдельно. Иначе бы власть не стала скрывать, как это было в случае с Альянс Банком, что он куплен за 1 тенге…

Ульф Вокурка стал «закрывающим»?

Этот немец с российским дипломом – закончил МГИМО с отличием – уже 12 лет неразрывно связан с Казахстаном. Его деловую репутацию называют образцово-безупречной.

Однако с некоторых пор он стал специализироваться на кризисных продажах финансовых институтов. Например, незадолго до поглощения Народным банком Казкома он был назначен председателем правления в последний.

В середине сентября 2018 года он неожиданно появился в таком же качестве в Цеснабанке. Многие это расценили как стремление усилить менеджмент, однако перед Вокуркой стояла, как выясняется теперь, совершенно иная цель.

Причем, он был искренен, говоря о том, считает своей миссией «продолжить и завершить эту работу в кратчайшие сроки». Все поняли буквально: принять меры, направленные на укрепление позиций банка. Но Ульф Вокурка, теперь очевидно, имел ввиду совершенно другое.

Не менее любопытен тот факт, что Вокурка не ходит один. И в Казкоммерцбанке, и в Цеснабанке, его неизменный спутник – Улан Байжанов. Там он был назначен заместителем председателя правления, а здесь – независимым членом совета директоров.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.