«Можно обмануть самого дьявола – но не соседей».
Эдгар Хау
«Территориальное соседство способствует региональному сотрудничеству», – таков был посыл Эдуарда Полетаева, модератора экспертного клуба ОФ «Мир Евразии», в ходе заседания на тему «Влияние «эффекта соседства» на расширение инвестиционного сотрудничества стран Евразии». В ходе мероприятия выяснилось: главный инвестор в ЕАЭС – Китай, внутри союза – Россия, на втором месте – Казахстан. Плюс еще один важный момент: «основные инвестиционно-привлекательные сектора экономики уже профинансированы инвесторами».
По экспорту главный торговый партнер Казахстана – Европейский союз, по импорту – Россия. Еще РФ является лидером по числу предприятий с зарубежным капиталом, действующих в Казахстане (на втором месте Турция). Экономист Вячеслав Додонов сообщил, что из $222 млрд накопленных инвестиций (на третий квартал 2018 г.) Казахстана $12 млрд приходится на Россию. Если принять во внимание, что доля РФ в мировой экономике примерно 2,5%, то 6% в структуре инвестиций РК свидетельствуют об «эффекте соседства». «Казахстан для иностранных инвесторов был и остается сырьевой базой. В обрабатывающую промышленность вкладываются в основном Китай и Россия», – отметил г-н Додонов. Правда, поясняя общую картину, экономист добавил: «У нас много нидерландских инвестиций, которые на самом деле любые, в том числе российские».
«У нас взаимные инвестиции не могут быть большими, – подчеркнул Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане. – Беларусь – большая доля государства в экономике, слабая приватизация; Армения – нет экономики, вкладывать некуда; Кыргызстан – высокорисковые инвестиции (криминал, местные жители, Жогорку кенеш); Казахстан – новых крупных сырьевых месторождений уже нет, остались только средние и маленькие. У Беларуси экспортоориентированная модель экономики, у нас – импортозамещающая». В своем выступлении эксперт указал, что в Казахстане мощности действующих предприятий обрабатывающей промышленности используются в среднем на 60%, поскольку не хватает сырья. «Мы друг другу не создаем условий для взаимных инвестиций. Все на свой страх и риск, кто как умеет», – подвел итог г-н Шибутов.
«Каждый боится, что если даст соседу заработать, то ему станет хуже», – так видит психологию государств-участников ЕАЭС Адиль Каукенов, политолог. Как результат, «общий рынок не складывается и складываться не собирается». Г-н Каукенов для описания ситуации использовал образ «безумная защита национальных интересов». Из-за таких реалий у китайцев уже нет эйфории относительно Евразийского рынка, и теперь Пекин педалирует на двусторонние отношения. Ну и Экономический пояс Шелкового пути с ЕАЭС тоже не сопрягается.
Адиль Каукенов отдельно сфокусировался на том, что в ЕАЭС неправильно относятся к инвестору как таковому. Например, многих госфункционеров шокирует сам принцип, по которому инвестор должен получить прибыль. Хотя при нормальном раскладе профит страны – это налоги и рабочие места, а инвестору – прибыль. «Рухани жангыру вещь реально нужная – пора модернизировать сознание, – заметил эксперт. – Инвестиции – не меценатство». В свете поднятого аспекта Марат Шибутов добавил, что хищническое отношение к инвестору больше характерно для представителей центральных государственных органов, потому что с них не спрашивают за рабочие места, производства и налоги. «С акимами, с которых за это спрашивают, договариваться легче», – акцентировал он.
Политолог Антон Морозов обратил внимание на то, что при создании ЕАЭС исходили из видения, где на общем рынке экономики стран-участниц друг друга дополняют. Однако в реальности экономики получились конкурентными. «Не только политическим суверенитетом никто делиться не хочет, но и экономическим», – резюмировал он.
«Взаимные инвестиции – это свидетельство сложения общего рынка. Если их нет – нет общего рынка», – подчеркнул Сергей Козлов, журналист.
Политолог Замир Каражанов напомнил, что когда в Казахстане был платежеспособный спрос – присутствовал и активный интерес инвесторов. Упали доходы государства и населения – снизился интерес инвесторов. Вместе с тем он согласен, что «соседство – сильный инструмент для региональной торговли». «Если экономика растет – будет и торговля расти», – еще один тезис эксперта.
Эдуард Полетаев признал, что теория соседства работает не всегда – яркий пример в данном смысле Израиль. Но когда речь заходит о товарах вроде зерна и муки, то логистика определяет им четкий коридор расстояний при продаже, потому что если дальше, то прибыль съедается транспортными издержками.
***
© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.