Война Миров. Юбилей агрессивного блока НАТО

Североатлантический альянс уже вышел на рубежи вермахта августа-сентября 1941 года в СССР

Семидесятилетний юбилей НАТО в Вашингтоне отметили без помпы, однако военно-политическому блоку явно есть чем гордиться. По совокупной военной мощи натовцам, аккумулирующим в себе более 70% мировых оборонных расходов, равных нет. Главным врагом объявлена Россия и под это противостояние подведена идеологическая база – борьба с Гитлером, Сталиным и Исламским государством. Со стороны предложенный набор выглядит шизофренией, однако информационная подача натовских ценностей у генсека альянса Йенса Столтенберга внутренне структурированная. Проблемы у альянса тоже имеются: слишком много стран-членов, а отсюда разница во взглядах на оборону и безопасность, наличие ядерного оружия у России и Дональд Трамп в Белом доме.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (Фото: brecorder.com)

Историческая Россия с объединенной Европой первый раз столкнулась в 1812 году. Тогда Европу объединил Наполеон I Бонапарт и через Неман переправлялись не только французы, но и поляки, пруссаки, австрийцы, итальянцы и прочие. Справедливости ради укажем, что Санкт-Петербург в ту пору не был одинок. Фактическим союзником России выступала Англия, а за Пиренеями в наполеоновских солдат активно стреляли испанцы.

Тяжелой для Российской империи стала Крымская война 1853-56 гг. Непосредственные боевые действия Россия вела с Османской империей, Великобританией, Францией и Сардинией. Однако враждебный нейтралитет Австрийской империи, Пруссии и Шведско-норвежской унии заставлял Николая I держать на западных границах порядка 400 тыс. военнослужащих, которых он не мог использовать в том же Крыму. Подчеркнем, что тогда Санкт-Петербург имел дело с коалицией европейских государств и Турцией, которые не были объединены в какую-либо наднациональную структуру.

В 1941 году в Советский Союз вторглась объединенная Европа брутального гитлеровского формата. Но и у Москвы имелись могущественные союзники – Великобритания, США, югославские партизаны.

Современное противостояние России и НАТО исторических аналогов не имеет. Сегодня легче перечислить те государства Европы, которые не входят в североатлантический альянс, чем страны-члены. Плюс США, Канада, Турция. С не входящими в структуру НАТО государствами тоже не все просто. Шведская армия, например, НАТО-совместимая и регулярно участвует в совместных с натовцами маневрах на суше и на море. Отношения России и Украины – отдельная «песня». В ходе конфликта на Донбассе российские и натовские военнослужащие находились в прямом военном контакте и получили конкретное представление друг о друге.

Если мы обратимся к границам СССР на 22 июня 1941 года, то юрисдикция НАТО уже включает в себя Литву, Латвию и Эстонию. Фактически это линия продвижение вермахта на конец августа 1941 года (после Таллинского перехода Балтийского флота). Из сегодняшнего дня видно, что противостояние Москвы и коллективного Запада имеет не идеологическую, а геополитическую природу. Когда рухнул лагерь социализма и его военная структура Организация Варшавского договора (ОВД), Советский Союз распался, а в его республиках (за неполным исключением Беларуси) победили «плохиши» и «буржуины», никакого роспуска НАТО «за ненадобностью» не последовало.

Трудно сказать чего в последнем правителе СССР Михаиле Горбачеве больше – глупости или предательства, но факт остается фактом: данное ему обещание не расширять НАТО на восток «партнеры» не выполнили. Занятая вопросами приватизации государственной собственности российская правящая элита к фактору НАТО относилась спокойно вплоть до бомбардировок Югославии 1999 года. Потом до людей в Кремле дошло, что в случае плохого (с натовской точки зрения) поведения Россию тоже могут бомбить.

Югославию по геополитическим понятиям натовцы изнасиловали. К моменту бомбардировок она состояла всего из двух республик – Сербии и Черногории (в СФРЮ их насчитывалось шесть). Черногория стала независимым государством, а с 2017 года еще и членом НАТО. С уходом Черногории Белград лишился выхода к морю, а отторгнутые от Сербии Косово и Метохия стали независимым государством. Президент Югославии Слободан Милошевич встретил конец своей жизни в застенках гаагской тюрьмы.

Осознание новых реалий заставило Москву болезненно реагировать на «пятое расширение НАТО» в 2004 году, когда в состав альянса вошли Эстония, Латвия и Литва, а еще Болгария, Румыния, Словакия и Словения. Однако Россия в военном и экономическом плане на тот момент была лишь бледной тенью СССР, а потому сама ясно понимала свое место в мировой пищевой цепочке. Мюнхенская речь Владимира Путина прозвучала только в 2007 году, когда Москва пухла от изобилия нефтедолларов, а военная машина государства стала получать серьезные заказы.

Первый раз в натовском направлении Россия показала зубы в 2008 году, когда в ходе пятидневной войны нанесла поражение Грузии. Присоединение Крыма к России в 2014 году стало выигранным очком в проигранной партии на Украине. Реально фактическая зона контроля НАТО проходит уже в районе Харькова, который в период Великой Отечественной войны гитлеровцы первый раз заняли 24 октября 1941 года.

Военные потенциалы НАТО и Российской Федерации несопоставимы, однако у Москвы имеется ядерное оружие – наследие Сталина – которое выступает в качестве гарантии неприемлемого ущерба для Североатлантического альянса. К самой фигуре Иосифа Сталина у политического руководства России отношение сложное. За атомную бомбу элитарии ему благодарны, а вот модель жесткой ответственности перед государством им не нравится. Где был бы тот же Дмитрий Рогозин в сталинские годы уже после пары провалов?

Пытливые в милитаристской тематике умы рассматривают варианты, при которых первый натовский ядерный удар по России может так ослабить российские военные возможности, что США в результате атомного ответа выживут как нация. Правда, пока это теория, а на практике российские и натовские генералы договорились о следующем. Если с чьей-нибудь стороны несанкционированно прилетает одиночная ракета, например с натовской и уничтожает Калугу, то в ответ противоположная сторона – в данном случае Россия – уничтожает Лодзь или Бремен, а потом после размена «око за око» стороны приступают к переговорам. То есть одиночная ракета – это еще не начало ядерного апокалипсиса и механизм для последующих действий прописан. А вот если будет зафиксирован ракетный залп, тогда и «ответка» иная.

Само НАТО структура не статичная. Евросоюз всерьез рассматривает планы своего коллективного участия в структуре альянса: единый ЕС – одно уполномоченное должностное лицо. Для Москвы на данном этапе это мало что меняет, поскольку как только Европа объединяется – она расширяется на Восток, потому что больше некуда. Гипотетически есть Юг, но потенциальная ресурсная база в Африке сейчас значительно меньше, чем получаемые на тех территориях проблемы.

Стран-членов НАТО так много, что между ними неизбежны противоречия разной степени серьезности. К примеру, Греция и Турция друг друга не любят и в прошлом чуть не дошло до войны в 1974 году, еще при живых СССР и ОВД. Сегодня у Турции и США большие трения из-за Сирии, что чревато самыми неожиданными последствиями. Однако главным дестабилизирующим фактором в рядах НАТО сегодня выступает Дональд Трамп. Юбилейную встречу альянса в Вашингтоне специально провели на уровне министров иностранных дел, чтобы хозяин Белого дома чего-нибудь не начудил.

Элиты США сегодня находятся в режиме холодной гражданской войны. Поэтому Йенса Столтенберга для выступления в конгрессе пригласила Нэнси Пелоси, лидер демократической партии в парламенте США. Конгрессмены-демократы пытаются разработать и принять закон, который запретит президенту выход США из НАТО. В общем, все серьезно. Ну а пока Дональд Трамп помыкает своими партнерами по альянсу, а те скрипя зубами слушаются, ибо львиная доля военных возможностей натовцев – это Пентагон.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.