Проект Баку-Тбилиси-Карс затевался с целью связывания Центральной Азии с Турцией и Европейским Союзом в обход не только Ирана, но и России

Железная дорога БТК построена, а возить по нему пока особенно нечего. Вот и приходится теперь договариваться с Москвой. От чего ушли, к тому и пришли

Издание MENAFN.COM опубликовало статью под названием «BTK railway one of important transport projects in region Turkish minister» — «Турецкий министр: Железная дорога БТК — один из важных транспортных проектов в регионе».

железная дорога

В ней говорится так: «Железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс (БТК) является одним из важных транспортных проектов в регионе, сказал министр транспорта и инфраструктуры Турции Мехмет Джахит Турхан», — передает Trend со ссылкой на турецкие СМИ.

Он прокомментировал подписание меморандума о взаимопонимании между Анкарой, Баку и Москвой по развитию грузоперевозок по железной дороге БТК.

По его словам, подписание меморандума между Турцией, Россией и Азербайджаном усилит значимость этого проекта.

6 мая Анкара, Баку и Москва подписали меморандум о взаимопонимании касательно развития грузоперевозок по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс (БТК).

30 октября 2017 года в Бакинском международном морском торговом порту состоялась торжественная церемония по случаю открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.

Она построена на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. На начальном этапе объем грузоперевозок будет находиться на уровне 6,5 миллиона тонн грузов. Пассажиропоток по этому маршруту ожидается в пределах одного миллиона человек в год».

Азербайджан и Грузия – это крохотные рынки. Турции — а также через нее Европе и Ближнему Востоку — возить туда и оттуда по железной дороге, на прокладку которой ушло почти десять лет и значительные инвестиционные ресурсы, особенно нечего. Другое дело – встраивание этой магистрали в систему глобальных транспортных магистралей Восток – Запад. Но и в этом случае она в качестве промежуточного звена опять-таки объективно куда менее рентабельна и экологически безвредна, чем уже имеющиеся железнодорожные маршруты через Иран и далее через Турцию в Европу или на Ближний Восток. Почему? Да потому что паромного железнодорожного сообщения через Каспийское море в сторону Азербайджана (далее в Грузию и Турцию) еще нет, а поезда через Иран в Турцию можно отправлять хоть сейчас. Но реализация транспортных проектов в иранском направлении даже в интересах исключительно самих центрально-азиатских стран сопряжено сейчас с большими трудностями, связанными с противоречиями между Вашингтоном и Тегераном. При президентстве Дональда Трампа в этом плане вряд что-либо будет возможно сделать.

Но проблема тут не только в нем. Западу куда приемлемей альтернативный транспортный проект – через Каспийское море, Закавказье и Турцию. По сути, это — тот же примерно маршрут, который свыше ста лет назад открыли и активно использовали в царской России. Только он теперь несколько удлинен. А именно – от грузинской столицы Тбилиси до восточно-турецкого города Карс. Другими словами, в таком проекте нет с географической и технической точки зрения практически ничего нового. Но зато он всецело соответствует современным политическим видам Запада, заинтересованного в прокладке такого транспортного пути из Центральной Азии во внешний мир, который бы обходил стороной не только Иран, но и еще Россию. Такова была изначальная идея. Она реализовывалась долго. Но дело все же было сделано. Европейский Союз приветствовал открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и назвал ее главным элементом транспортных соединений, связывающих ЕС с Турцией, Азербайджаном, Грузией и Центральной Азией. Сдав БТК в эксплуатацию, его хозяева уже предметно убедились в том, что по нему, если не рассчитывать на вовлечение в проект находящихся по эту сторону Каспия стран, возить особенно нечего. Туркмения – достаточно замкнутая страна. Остается уповать главным образом на Казахстан. Но наша республика экономически и политически тесно связана с Россией, в пику интересам которой проект БТК и затевался. То есть для того, чтобы вести с Нур-Султаном предметный разговор на эту тему, надо одновременно вести переговоры и договариваться с Москвой. Что, собственно, и делается сейчас.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.