Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане – это общественная позиция. То есть человек не получает зарплату от государства и не располагает каким-либо микроштатом бюджетных сотрудников. Однако детский омбудсмен обладает реальной возможностью воздействовать на государственную политику в отношении детей и менять положение вещей в стране. Аружан Саин является самым подходящим кандидатом для такой чрезвычайно ответственной и важной работы. Тот факт, что верховная власть в лице Касым-Жомарта Токаева осознает подобные вещи и дает им положительный импульс – очень позитивный во всех смыслах процесс.
Человеческий фактор остается самым сложным элементом в любой конструкции. Когда речь идет о формировании и развитии человеческого капитала страны, то роль фигур, которые принимают стратегические решения в данном поле, является чрезвычайно важной. Ведь затрагиваются вещи и процессы, которые дают последствия через многие годы после их применения.
Аружан САИН, (Фото из открытых источников)
Аружан Саин полностью в теме того дела, которое ей теперь поручено президентом официально. Благотворительный фонд «Добровольное общество «Милосердие» («ДОМ») функционирует с 2006 года. Нам довелось регулярно видеть и слышать выступления г-жи Саин на круглых столах и форумах, посвященных проблемам здравоохранения, инвалидов, детских садов и детских домов, общеобразовательных школ, благотворительности… Она всегда разбирается в тех вопросах, о которых говорит (пусть это и коллективная работа сотрудничающих с Аружан юристов, педагогов и других специалистов). При этом помимо оценки текущей ситуации ею предлагаются направления изменения положения дел к лучшему и необходимые для этого меры.
Новый детский омбудсмен смогла не выгореть за многие годы работы в очень «токсичной» сфере. Здесь так много проблем, боли, человеческих трагедий, страданий и поломанных судеб, что многие соратники и сотрудники г-жи Саин не смогли пройти и десятой части ее благородного пути просто в силу своих эмоциональных и физических возможностей. Аружан ко всем подобным случаям относится с пониманием, не осуждает вышедших из борьбы, ведь пороговые возможности у всех людей разные.
Про ряд экономистов и государственных управленцев приходилось слышать характеристики, мол, очень умные и толковые люди, но им нужны комфортные условия – тогда бы они себя показали. Но ведь в Казахстане, да еще после девальвации тенге 2015 года, не может быть комфортных условий в принципе. Способность продуктивно работать в условиях дискомфорта и приносить пользу – это сегодня чрезвычайно востребованный ресурс и Аружан Саин обладает им в обширном объеме.
Г-жа Саин понимает, как работает государственная машина. Поэтому ее рекомендации и пожелания для депутатов парламента, руководителей администрации президента или профильных министров обычно имеют форму пошаговых инструкций. Проектный подход в прямом смысле слова: цель – решаемые для ее достижения задачи – ресурсы и механизмы под успешную реализацию задач. Любой благотворительный фонд, даже «ДОМ», работает в условиях дефицита ресурсов, тогда как помощь очень часто необходимо оказывать в сжатые сроки, поскольку речь идет о жизни и здоровье детей. Все вместе вынуждает Аружан работать с одной стороны системно и планомерно, а с другой стремительно, поскольку срочно – это часто синоним поздно, если не действовать быстро.
Новый уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан отличается повышенной коммуникабельностью. Ей приходится находиться в контакте с родителями и детьми, сотрудниками фонда, чиновниками, спонсорами, персоналом детских учреждений, журналистами, депутатами, медиками, юристами и многими другими. Однако все это не отменяет способности идти на конфликт с кем угодно, если Аружан Саин видит в такой жесткой линии необходимость или не видит иной возможности помочь конкретному нуждающемуся человеку в свалившихся на него проблемах.
Аружан искренна, когда говорит, что у нее не было цели занять позицию детского омбудсмена. Но у нее есть цель кардинально изменить ситуацию с детьми в лучшую сторону, и если для этого необходимо находиться в статусе уполномоченного по правам ребенка, – она идет на это. Сама г-жа Саин уже в новой должности сообщила, что у ее команды есть понимание причин проблем, с которыми сталкиваются наши дети и план по их системному преодолению. Подобные слова от Аружан внушают оптимизм и уверенность в конечном успехе куда больше, чем от министров здравоохранения, образования или энергетики.
Отдельно хотелось бы пожелать верховной власти оплачивать работу детского омбудсмена хотя бы на уровне депутата мажилиса, ведь это очень наглядно демонстрирует отношение государства к детям и их насущным проблемам.
***
© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.