Без усиления геологоразведки через 30 лет в РК наметится резкий спад нефтедобычи

Нур-Султан. 18 февраля. КазТАГ — Без усиления геологоразведки через 30 лет в Казахстане наметится резкий спад добычи нефти, считает президент Казахстанского общества нефтяников-геологов Балтабек Куандыков.

«Хотелось бы обратить внимание на низкую восполняемость запасов полезных ископаемых. Нельзя не отметить резкое – 10-15% ежегодно – снижение добычи нефти в Кызылординской и Актюбинской областях. При сохранении такого темпа падения добычи есть угроза сворачивания нефтегазовой отрасли в этих регионах в течение последующих 10-15 лет. Мнимое благополучие нефтегазовой отрасли в большой степени создается благодаря трем нашим гигантам – Тенгизу, Карачаганаку и Кашагану. Но их потенциал тоже имеет свои пределы, и это через 20-30 лет приведет к естественному спаду добычи нефти», — сказал Куандыков на заседании правительства во вторник.

Поэтому, по мнению ученого, уже сейчас необходимо целенаправленно идти на увеличение геологоразведочных работ, осваивать глубокие горизонты.

«Однако мы должны отдавать себе отчет, что современные геологические исследования представляют собой технологически сложное и дорогостоящее занятие. Бурение одной только поисковой скважины на глубине 6 тыс. м стоит для инвестора порядка $50-70 млн. Средняя мировая статистика показывает, что только одна из трех скважин может быть успешной в открытии месторождения, а на слабо изученных и глубоких горизонтах коэффициент успеха составляет 15-18%. Все эти факторы увеличивают риски для инвесторов», — отметил Куандыков.

Кроме того, Казахстан, как заметил глава профильной ассоциации, не одинок на рынке перспективных нефтегазоносных территорий.

«Сегодня крупные нефтяные компании получают доступ к разведке на жирных участках ближневосточных стран, на перспективных морских акваториях, где государство обеспечивает весьма ощутимые преференции, налоговые нефинансовые льготы. Если раньше все государства получали от инвесторов солидные бонусы за открытие месторождений на их землях, то сейчас парадигма меняется до строго обратной: в некоторых странах, например, в Норвегии, уже государство платит инвесторам бонусы. Поэтому надо понимать, что без определенных льгот и преференций задачи геологоразведки решать нельзя, необходимо внести изменения в кодекс о недрах и другие законодательные акты с целью стимулирования разведки», — полагает ученый.

И еще один фактор, который диктует усиление геологоразведки, – временной.

«Продолжительность геологоразведочных работ на нефть и газ, начиная от подготовительной фазы до открытия месторождения, может составлять 5-7, а иногда 10-15 лет. Если сюда еще добавить подготовку месторождения к пуску, это займет значительное время. Наш опыт освоения Тенгиза и Кашагана показывает, что общий период разведки и подготовки к освоению месторождения в конечном счет может занять 15-20 лет», — заключил Куандыков.

Ранее Мирзагалиев сообщил, что почти Т800 млрд инвестиций в геологоразведку Казахстана планируется вложить в 2021-2025 годах. Также он отметил, что в Казахстане наблюдается быстрая истощаемость месторождений природных ископаемых. Генеральный менеджер по коммерческим вопросам компании Shell Kazakhstan Эйден Мерфи признал, что недра Казахстана еще недостаточно изучены по сравнению с другими странами, являющимися крупными разработчиками углеводородных ресурсов. По данным главы МЭГПР, сегодня на территории Казахстана выделены 15 осадочных бассейнов углеводородов. Также Мирзагалиев сообщил, что новые месторождения металлов исследуют на территории РК.