Война Миров. «Обеззападнивание» тревожит Запад

Коллективный Запад утратил былое доминирование

«Официальные интеллектуальные круги» (то есть состоящие на финансовом довольствии у политических структур) Запада бьют тревогу в связи с новыми временами. Суть пугающих перемен в том, что совокупная мощь коллективного Запада в политической, финансовой, экономической, социальной, военной, технологической, идеологической и культурной сферах падает как в количественных, так и в относительных величинах. На этой почве растерянность, которая очень выпукло проявилась в ходе Мюнхенской конференции по безопасности 2020.

Мюнхен-2020 лишний раз подтвердил разделенность коллективного Запада в самом себе. В то время как европейские политические элиты беспрерывно горевали по поводу «беззападности» в вычурных тонах отпетого европоцентризма, речь госсекретаря США Майка Помпео прозвучала так, будто руководитель американского внешнеполитического ведомства за последние тридцать лет ничего нового не узнал, не увидел и не осознал.
У наблюдаемой выше картины есть своя логика. Столетия европейского гегемонизма закончились еще в XX веке, но в ту пору знамя подхватили Вашингтон (тот же Запад, только в Новом Свете) и СССР, который реализовывал левый по сути, но западный по происхождению политический и социально-экономический проект. Сегодня США, верные своей традиции пускать пыль в глаза и не фиксироваться на собственных проблемах, громогласно заявляют, что все у них хорошо, а все враги Дяди Сэма будут повергнуты в прах. К тому же г-н Помпео представляет команду Дональда Трампа, импичмент в отношении которого с треском провалился, а значит в «холодной гражданской войне» верх взяли республиканцы. Россия тем временем придерживается традиционных ценностей, без ЛГБТ и культа индивидуальной свободы.

У Майка Помпео, которого мы обозначим «США», и европейских лидеров вроде президента ФРГ Франк-Вальтера Штайнамайера – «Европа» – даже повестки по безопасности разные. «США» в основном говорили о Китае, а «Европа» о России. Авторы горестного доклада про «беззападность» призывали извлечь уроки из прошлых ошибок и совместными усилиями вернуть коллективному Западу былую мощь, а она, в свою очередь, встроит Китай и Россию под гегемонистское крыло западного мира. Майк Помпео тем временем пытался всех убедить в том, что дела идут великолепно, а Европе нужно держаться США и все у нее будет отлично. Однако «Европа» продолжала плакаться из-за эгоистической политики Вашингтона, который с партнерами по коллективному Западу не считается и многие свои проблемы пытается решать за их счет. В итоге никаким консенсусом не пахло даже на стороне собственно Запада. В таких условиях предъявлять претензии России, Китаю или Ирану как минимум странно.

Кризис европейского фланга западной политической мысли отчетливо видно по тому, как авторы доклада описывают Россию. С одной стороны они называют ее «Путёмкинское (Путин плюс потемкинские деревни) государство» и злорадствуют насчет ее общей корявости и острых проблем, а с другой жалуются на системное давление Москвы в сферах моральных и политических ценностей, на информационном поле, в области энергетики, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, на Украине и в Прибалтике. В итоге становится совершенно непонятным, как слабое и уязвимое государство передвигает границы в Восточной Европе, работает на дезинтеграцию Европейского союза, не поддается санкционному давлению и проводит зловредную геополитическую линию. Если ценности, на которые делает ставку Кремль, такие архаичные и замшелые, то почему они дискредитируют передовые западные ценности и набирают себе сторонников в Объединенной Европе? Ответов на неизбежно возникающие вопросы доклад не дает.

Интеллектуальный раздрай Мюнхенской конференции по безопасности был дополнен хаотичными практическими действиями. Например, для решения кризиса в Донбассе был разработан план из 12 шагов (подписали влиятельные в прошлом и настоящем западные политики и военные). Он вызвал бурную реакцию противников (аргументация строилась на его «пророссийскости») и документ сняли с публичного обсуждения. В ситуации, когда тупиковые проблемы нельзя обсуждать, очень трудно найти из них выход.

В информационном поле вокруг Мюнхена-2020 постоянно происходили отсылки к «мюнхенской речи» Владимира Путина, произнесенной в 2007 году. Наблюдатели отмечают, что если в тот год слова российского президента западные лидеры восприняли иронически, то в текущем году им не до смеха. Финансовый кризис 2007-2008 гг. и текущие торговые войны сильно разочаровали в неолиберальной модели. Москва проводит во многом самостоятельную политику, а Китай вообще оформился в неоспоримого гиганта. Авторы центрального доклада надеются, что Пекин со временем примет западные ценности, но не объясняют возможную мотивацию китайского руководства, которая заставит его поступить подобным образом.

Даже выступление президента Украины Владимира Зеленского продемонстрировало кризис продвигаемых Мюнхеном-2020 рецептов. Речь сейчас не о предложении лидера Киева провести выборы по украинскому законодательству в самопровозглашенных республиках Донбасса и в Крыму, а его признание в том, что никаким документам он не верит (только в военную мощь). Зал встретил данное утверждение молчанием, поскольку европейская составляющая коллективного Запада важность международных договоров продолжает продвигать, тогда как США в этом вопросе давно впали в штопор двойных стандартов. Если договор Вашингтону выгоден, то он всячески настаивает на его соблюдении и незыблемости, если та или иная администрация Белого дома считает ранее достигнутые договоренности обузой – она их разрывает.

Осязаемый результат последней Мюнхенской конференции в том, что в мире отсутствует единая философия при решении международных проблем. Даже у коллективного Запада общего видения и инструментария нет – американское и европейское крыло предлагают отличающиеся варианты. В общем, дипломатия в текущей фазе состояния глобального мира бесполезна, поскольку сами государства и военно-политические блоки утратили договороспособность. В ходе дискуссий несколько раз прозвучали призывы слышать, понимать и учитывать интересы других сторон, в том числе от Штайнмайера и президента Франции Эммануэля Макрона, но никакого общего резонанса ни не вызвали.

С 90-ых годов прошлого века на конференции по безопасности в Мюнхен приезжают делегации из Китая. Поэтому, наслушавшись претензий и нападок от представителей Запада, глава МИД Поднебесной Ван И заявил: «Корень всех этих проблем и вопросов в том, что США не хотят видеть быстрое развитие и богатство Китая. Еще меньше они хотели бы видеть успех социалистического государства. Это несправедливо. Китай имеет право развиваться, китайский народ имеет право жить лучше. Движение Китая к модернизации – это неизбежная историческая тенденция, и ее не сдержит и не остановит ни одна сила в мире». Под «беззападностью» сегодня лежат мощные основания.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.