Амбассадор президента Токаева

Он вполне бы мог, став советником президента, закрыться в высоком кабинете. А он нас спрашивает: «Что еще я могу сделать для вас?»

«Американский миллиардер Дэвид Геффен выставил такое фото (роскошная яхта. — Авт.) своей изоляции. И пожелал всем здоровья! Но это не спасло его от жесткой критики американцев! Соцсети и медиа буквально распяли его за такой выпендреж, требуя выделить деньги на маски, аппараты ИВЛ и т.д.», — такой пост в своей социальной сети разместил известный казахстанский экономист Олжас Худайбергенов.

В комментариях, конечно, сразу нарисовались пытливые френды: «Олжас, интересно, а где наши акулы пришвартовали свои яхты, самолеты и прочее?..».

Ответа не будет, да и не надо.

Олжаса не уличишь в том, что он заточен на хайп. Вообще-то, на своей личной странице в Facebook он пишет о других, более важных вещах, которые стоят на первых местах страновой повестки дня.

***

Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВОлжас Худайбергенов – ведь он не только экономист, он еще внештатный советник первого лица государства. Он не стал замораживать свои социальные аккаунты, как только получил приглашение к сотрудничеству – в отличие от многих публичных персон, которые это делают, едва выпадает возможность пробраться во власть. Напротив, он исследует настроения населения, дает обратную связь, отвечая на самые важные и порой каверзные, неприятные вопросы: «Последние два месяца испытываю нагрузку, как будто я на госслужбе. Большое число тегов, обращений в комментах, в личку (так много, что едва успеваю читать), ватсап, телеграм. Но с началом режима ЧП стараюсь не отказывать ни в одной просьбе. Не все удается решать, конечно, но как минимум довожу информацию до нужной инстанции. В общем, интересный опыт».

На его месте любой другой первым делом выбил бы себе просторный кабинет с «кремлевкой», включился бы в подковерные игры, которые традиционно ведутся в высоких кабинетах, ну или, на крайний случай, принялся бы, как тоже здесь заведено, курить бамбук, изредка нашептывая что-то сладкое на ушко своему боссу.

А Олжас Худайбергенов – он другой. Он становится амбассадором президента и власти, берет на себя ответственность за многие решения, которые принимаются на государственном уровне с его подачи. И, что удивительно, позволяет себе такие вольности, как критика государственного управления.

***

«К сожалению, у антикризисных мер есть слабые места в исполнении, — писал он в Facebook через пару дней после того, как 23 марта был принят первый пакет антикризисных мер. – Первое: бюрократия обставляет их исполнение таким образом, что необходимо сдать много документов, или согласовать списки и т.д. В конечном счете это уменьшит число получателей и, конечно же, сильно задержит поступление средств. Второе: в нашей системе госуправления много тех, кто усложняет процедуры, прикрываясь коррупционными рисками. Секрет в том, что от них невозможно 100% уйти, зато можно затянуть процедурами. Интересно то, что все эти псевдоборцы с коррупцией сами не внушают доверия, при этом от них реально нет никакой пользы, и эту оглушительную бесполезность пытаются подменить умением видеть в каждом действии коррупционные риски. Сейчас важна скорость, которой не хватает честным госуправленцам. Если и наказывать, то только за отсутствие конечного результата, а не за соблюдение процедур».

В этой отповеди досталось и экспертной среде, которая живет в своем иллюзорном мире, утверждая, что «это нерыночные меры», «нужно свободное плавание», «нет никакого кризиса, так себе сложности», «никаких массовых увольнений нет, давайте не будем эмоциональны в оценках», «люди сами виноваты, что не имеют сбережений», «это испытание для бизнеса, и если он не нужен, он закроется», «зарубежом дают выплаты, потому что грядут выборы»…

«Все эти «эксперты» влияют на принятие решений, отнимая драгоценное время. Рынок умирает, он сейчас не способен сам себе помочь, умирают даже эффективные бизнесы в эффективных странах, — коронавирус и карантин не являются рыночным событием, чтобы вообще рассуждать старыми шаблонными фразами», — негодует советник президента.

***

Почти сразу стало понятно, что власть явно поскупилась на поддержку бизнеса и населения.

«Власть, тебе не стыдно? Каких-то жалких 42.500, и те выборочно будете выдавать, и то, после предоставления чуть ли не архивной справки о смерти прадеда, на куликовской битве. Всех без исключения, так или иначе это коснулось. Всееееех!», — народ негодовал.

И именно от Олжаса Худайбергенова мы узнали, что готовится второй пакет помощи, что условия будут упрощены, круг получателей расширен. Он просил набраться всех терпения, подождать всего несколько дней…

31 марта президент озвучил новые меры поддержки: утверждена ежемесячная финансовая помощь на период ЧП для лиц, оставшихся без работы, и для самозанятых – в итоге ее получат не 500 тыс. человек, а 3 млн.); отменена уплата налогов и сборов с фонда оплаты труда на 6 месяцев для отдельных секторов; предусмотрены досрочная индексация пенсий и пособий, обеспечение продуктовыми наборами 800 тыс. человек, охват медицинской помощью без страховки и т.д.

«Все эти меры «весят» больше 1 трлн. тенге, став результатом достаточно бурных дискуссий внутри. Среди мер есть и те, которые я предлагал, а потому очень рад, что удается привносить пользу», — не без удовлетворения отметил Олжас Худайбергенов в FB.

Он не скрывает радости от того, что были приняты пожелания людей, причем очень быстро. Что будут и последующие пакеты мер, которые охватят тех, кто не был упомянут в предыдущих двух. Но самое главное, что сейчас закрыт гештальт – самые острые потребности населения. Власть впервые столкнулась с такой масштабной проблемой.

***

Казалось бы, такой пласт работы проделан – а тут сайт электронного правительства «лежит», требуется много формальностей и процедур. Для того, чтобы формализовать свой статус, самозанятым необходимо внести за себя хоть один платеж единого социального налога (2651 тенге для городских жителей и 1325 тенге – для проживающих в сельской местности). Для того, чтобы получить помощь от государства, необходимо открыть счет в банке, а это дополнительные расходы для людей, которые и без того остались без средств к существованию. А с пенсиями и пособиями вообще неудобно получилось – оказалось, что на 10% их проиндексируют «в годовом выражении».

И Олжас Худайбергенов начинает разъяснять: «Все же фраза «в годовом выражении» имеет смысл. 10% рост — это пенсия 2020 года к пенсии 2019 года. И так как в январе была уже индексация в размере официальной инфляции 5-7%, то в апреле будет рост только на оставшиеся проценты, чтобы общий рост довести до 10%. Но эти оставшиеся проценты предполагают допзатраты на 200 млрд. тенге, то есть общий «вес» меры не меняется».

Кто-то давно уже изобрел хитроумную формулу социальных пряников – так у нас обычно «повышают» зарплаты учителям, врачам, бюджетным работникам, а для профессионального экономиста это – открытие.

«Будем знать, что значит «в годовом выражении». Автору инициативы стоит отказаться от профессиональных отчетно-статистических нюансов и давать на утверждение президенту недвусмысленные формулировки», — делает вывод советник.

В общем, работы предстоит немало. Если его стиль подойдет президенту и администрации.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.