Газета Economic Times со ссылкой на международное информационное агентство Bloomberg опубликовала статью Клайва Кука под названием «Donald Trump tried to kill trade. Covid-19 just might succeed» — «Дональд Трамп пытался уничтожить торговлю. У Covid-19 это как раз и может получиться».
В предисловии к ней говорится так: «Американский президент, зациклившись на мысли о том, что торговля представляет собой битву, в которой США проигрывают, начал разрушать систему».
Далее уже в самой статье излагается следующее: «Сегодня ни одно правительство не рассматривает защиту свободной торговли в качестве задачи первостепенной важности для себя. Есть более срочные вопросы, которые требуют внимания. Но торговля не является делом второстепенной важности. Если правительства не смогут укрепить (международную) торговую систему и защитить ее (а именно — вопрос ее необходимости и важности) перед своими избирателями, станет возможным поворот глобализации вспять. Это может привести к экономическому ущербу более долгосрочного характера, чем любые другие последствия коронавирусного кризиса.
В ходе недавних десятилетий снижение тарифов и ослабление ограничений вкупе с техническим прогрессом в сфере функционирования транспорта и связи поспособствовали значительному расширению масштабов мировой торговли. Например, с 2005 года по 2014 год объем международного товарообмена (в стоимостном выражении) увеличился почти вдвое — с $10 триллионов до $18,5 триллиона.
В то же время этот процесс еще сопровождался подъемом Китая в качестве новой экономической державы, что некоторыми рассматривался как сам по себе вызывающий беспокойство фактор. В США внутри-экономические последствия растущего торгового дефицита с Китаем носили резко выраженный характер. В целом же, масштабы производства в странах с развитой экономикой сократились (если и не в абсолютном выражении, то как доля от общемирового объема). Под совокупным давлением дешевого импорта и процесса автоматизации работы на производственных предприятиях не стало.
Такое изменение, в свою очередь, породило идею, что выгоды от свободной торговли оказались преувеличенными, а ее издержки на протяжении слишком долгого времени игнорировались. Это в некотором роде вызывало удивление: ведь никто же никогда не отрицал того, что либеральная (свободная) торговля, как и технический прогресс, приводит к экономическим (и социальным) сбоям. При всем этом теперь превалирует мнение «Все не так просто», пришедшее на замену прежде преобладавшей мысли «Мы все верим в свободную торговлю».
Затем пришел президент Дональд Трамп. Он, зациклившись на мысли о том, что торговля представляет собой битву, в которой США проигрывают, начал разрушать систему. Иммунная система страны оказалась подорванной: американская политика утратила антитела, которые необходимы ей для отказа от протекционизма.
И такова была ситуация (еще) до прихода Covid-19. Пандемия породила острую нехватку необходимого оборудования и материалов, обнажив хрупкость тонко настроенных и географически растянутых цепочек поставок. Внезапно либеральная торговля сделалась не только уничтожителем рабочих мест, но и также убийцей, лишая страны жизненно важных ресурсов. Отсюда, как представляется, очевидным образом вытекал такой вывод: страны вместо того, чтобы поклоняться ложному богу свободной торговли, должны больше думать о безопасности и самодостаточности.
Трудно представить себе истинные масштабы ущерба, который могла бы нанести такая мысль в случае, если она еще больше укрепится в сознании политиков западных стран.
Задача Всемирной торговой организации, созданной в 1995 году, заключалась в расширении и поддержке либерального торгового порядка.
По сути, ВТО больше не существует. Ее нужно по-новому воссоздавать.
Раздражение по поводу бессилия ВТО накапливалось задолго до того, как Трамп вступил в должность в 2017 году, — но Трамп и его советники решили, что с них хватит, и выбрали в качестве способа решения проблемы торговую войну».
***
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.