На днях партнер консалтинговой компании Radius Advisory Lab и, между прочим, автор Телеграм-канала Risk Takers Тимур Абилкасымов опубликовал пост под сенсационным названием «Заметки банкира: история атаки на тенге».
Мы с первого по-настоящему смелого наступления на национальную гордость и чувства миллионов, которое произошло в момент девальвации 2009 года, конечно, предполагали, что есть бенефициары этого события, но, как водится, догадки к делу не пришьешь.
Или как вам такая легенда: председатель Национального банка заявляет о том, что узнал о том, что будет девальвация, только ночью. Интересно получается, кто вообще вправе определять валютную политику? Кто способен, если не собственно Нацбанк, установить равновесный курс тенге? Неужели Акорда без внешних консультаций? А как же тогда целая прослойка людей, которые накануне совершенно случайно решили обменять тенге на доллары – просто в громадных объемах? И вы верите в эту случайность? Инсайды для «нужных» людей были, к бабке не ходи!
А теперь мы получили фактически документальное подтверждение наших догадок.
***
Конечно, очень интересно узнать, как в период перехода на режим свободного плавания тенге вели себя банки.
«Для начала нужно понимать, что ни о каком надежном стресс-тестировании банковского сектора тогда речи не шло. Банки делали различные формальные отчёты. Необходимость в псевдоаналитических отчетах возникла после введения 29 правил НБРК – Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля. Учитывая, что сами работники регулятора не особо понимали, как делать некоторые виды отчетов, многие из них выполнялись для галочки», — начал свое повествование Тимур Абилкасымов, и, представляете, и это реальность – спустя трети века после наступления независимости не понимать многих элементарных вещей. Но Казахстан – это не Запад. Не все сразу. К сожалению, образование в Казахстане не дотягивает до западных стандартов, и базиса для управления и регулирования жизненно важным сектором почти нет.
«В момент перехода на свободно плавающий курс значительная часть населения и компаний держали средства в долларах. Мало кто верил в национальную валюту. Это было рационально, так как за один день курс обесценился с 188 тенге за доллар до 250», — это настоящая драматургия!
И вот что произошло: «В этот момент в банках стал меняться баланс сил. До осушения тенговой ликвидности корпоративный блок, который отвечал за выдачу займов юрлицам, вел себя очень важно, потому что приносил наибольшую прибыль. После девальвации казначеи, которые имели запас ликвидности, стали новыми «королями». Рисковики стали поддерживать казначеев, так как они могли разместить средства под 200-400% годовых, в то время как «корпы» могли себе позволить примерно 15-19%».
Как итог, многие клиенты остались без своих кредитных линий и их риск-профиль значительно ухудшился. Получить кредит в другом банке, даже по ставке 20 и более процентов стало почти невозможно.
***
«Казначеи ещё зарабатывали на валютных операциях. С каждой сделки они имели комиссию. Если у клиента не было доступа к платформе KASE, казначеи могли увеличивать комиссию. Они поняли, что наступил их час и они могут зарабатывать, в то время как остальные бизнес-направления банков остановились. Казначеям была выгодна паника, так как они всю открытую валютную позицию держали в длинной — в долларах. Паника разгоняла курс вверх, а их доход от переоценки рос», — много ли для финансового счастья надо?
И что же? В момент высокой волатильности клиенты обращались за советами к казначеям, чтобы понять, что происходит, но те в свою очередь никак не пытались успокоить клиентов. Были банки, которые несли убытки, но в целом почти все заработали.
«За 7 месяцев 2015 года банки заработали 94,6 млрд. тенге. После перехода на режим свободного плавания тенге доход за 5 месяцев (с августа по декабрь) составил 128 млрд. Всего за 2015 год банки заработали 222,6 млрд. Примечательно, что 15% доходов 2015 года банки заработали в августе. В том же году, из 35 БВУ только 2 финансовых института показали отрицательную доходность, а именно Казком и ВТБ», — отмечает автор сенсационного поста.
Какой же итог? «Несмотря на доход, который получили банки, год для них был неудачным. Тогда, жадность казначеев привела рынок в ужасное состояние. Спустя незначительный промежуток времени начались спасения и объединения банков. У некоторых из БВУ стали отзывать лицензии. За 5 лет количество банков сократилось до 23 (без учёта АТФБанк, АзияКредит и Capital). Это при том, что были предоставлены триллионы тенге, чтобы спасти банковский сектор. Если бы не было триллионных вложений, очевидно, что осталось бы гораздо меньше банков», — отмечает Тимур Абилкасымов.
Его резюме неутешительно. Казначеи, которые по итогам 2015 года получили бонусы, после атаки на тенге, продолжают работать в банках, не задумываясь о последствиях своих действий 2015 года
***
Конечно, это только часть айсберга под названием «Девальвация тенге». По-настоящему интересные и захватывающие события по-прежнему скрыты от общественности. И поскольку этой информацией владеют настоящие бенефициары, вряд ли мы когда-нибудь услышим откровения. Такие схемы точно любят тишину.
***
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.