Полигониво

В отечественном кино образ Назарбаева с изумительной производительностью лепили режиссёры разного уровня дарования, вкуса и гибкости…

Маленький, но гордый канал «Хабар» попотчевал зрителей новым сериалом «Полигон» режиссёра Ахата Ибраева.

Казалось бы, чего ждать от фильма, родившегося не из творческого импульса, не из художественной идеи, а из административного ресурса? Достаточно упомянуть имя продюсера картины Ерлана Бекхожина, в недавнем прошлом Гендиректора Телерадиокомплекса Президента, чтобы понимать – заказ оттуда, откуда надо заказ.

Агентство «Хабар» в отечественном медийном пространстве – сладкоголосая птица Сирин. В славянской мифологии пение чудесной птицы разгоняет печаль и тоску, навевает на электорат сон золотой.

Зрителю, ещё не посмотревшему сериал, я бы посоветовала набраться чуточку терпения. Только в первые минуты просмотра навалится немотивированная, необъяснимая тоска. Опять обижают наших родненьких казахстанцев злые советские военные. Старика хватают за шкирку, бабы заголосили… Не торопитесь выражать сомнения в художественной ценности «Полигона» и переключаться на Первый российский. Чего вы там не видели? Как Эрнст и Ко полощет Народных артистов СССР?

На двадцать шестой минуте первой серии в игру торжественно вступит главный Герой.

В отечественном кино образ Назарбаева с изумительной производительностью лепили режиссёры разного уровня дарования, вкуса и гибкости. Киноматериала вполне хватит на диссертацию «Архетипические основы образа Елбасы в драматургии отечественного кино».

Нурсултан Абишевич по замыслу авторов «Полигона» – великий конспиратор. С личным осведомителем из гэбэ видится в книжном магазине. У них там «стрелка». К себе в кабинет пригласить филёра не может. Там хозяйничает засланная ГРУ (Главным разведывательным управлением СССР) уборщица с честным советским лицом. Уборщица ставит жучки, но не очень доверяя технике, разговоры Нурсултана Абишевича подслушивает, маяча в проеме во весь немалый рост.

Осведомитель показывает Назарбаеву афишу подпольного молодёжного клуба:

«Литературный клуб «Время». Говорим правдиво. Если ты молод. Если ты ищешь ПРАВДУ. Приглашаем тебя на заседание клуба. Корпус 5, аудитория 13».

Назарбаев туда, в корпус 5. Надо же узнать настроения подпольщиков. В клубе мальчики и девочки, одетые как бойцы французского Сопротивления. На стене (ой, божечки) самодельный плакат «От правды не убежишь!». Беседа с протестным молодняком плавно перетекает в уютный митинг. Как говорят казахи: «Ал енді өзіміз отырып, шәй ішейік…».

«Будущее в руках молодых» — лукаво обещает им Назарбаев. Молодые делают вид, что поверили.

Вот Нурсултан Абишевич неузнанным Гарун аль-Рашидом сидит, ножка на ножку, в кафе «Каламгер», культовом месте креативной тусовки тех лет. Туда же и Колбин придёт, Геннадий Васильевич. Место встречи изменить нельзя! В зале дым коромыслом, за столиками подвыпившие графоманы пудрят мозги карындаскам. Завсегдатай О.Сулейменов, в парике из черной пакли, декламирует поклонницам вирши. Его упрекают: «Нет ли чего нового? А то этим вашим стихам уже лет двадцать пять…». Сулейменов оскорблённо кривит губы. Назарбаев тоже уязвляет поэта: «Острота твоего слова ушла уже в 70-е».

Немножко жалко актёра Азамата Сатыбалды, исполнителя столь сложной роли. Шесть серий подряд изображать на лице ум, честь и совесть напополам с сатанинской гордыней не всякому лицедею по плечу. По лицу, то есть.

В фильме много других знакомых, изрядно опостылевших лиц, перемешанных с лицами символическими. И все они – блёклые гэбэшники, туповатые чиновники, картонные военные, простонародье всего лишь насильственное смирение авторов перед жанром. Раз уж заказали им аж шесть серий, пришлось это шестичасовое пространство кем-нибудь населять.

Сделанные с наивной старательностью и нарочитой «неумелостью» персонажи массовки адаптированы к уму массового зрителя «Хабара»; женщины женственны, мужи мужественны, доктора добры, чиновники чиновны.

Зато какая чудесная у Председателя Совета Министров секретарша. Эпичный эпизод. Заглядывает секретарша в кабинет шефа и говорит, запросто так:

– Нурсултан Абишевич, вам звонят. Бозтаев какой-то…

А тем временем сюжетные линии становятся все искусственнее и вычурнее. Первый секретарь Семипалатинского обкома партии Бозтаев (реальное историческое лицо) проводит совещание. Бойкая барышня с места спрашивает про ядерный полигон. Дескать, вы хоть знаете, басеке, что у вас под носом творится? Товарищ Бозтаев адресует нахалке путинский вопрос: «А как вас зовут?».

Её зовут Джаннет. Она журналистка, американка. Родители, «русские евреи», вывезли её из Казахстана в США совсем маленькой. А дщери иудейские любят возвращаться в прежние места. Пишет Джаннет для Daily Express. Вообще то Daily Express британский таблоид, но не будем придираться. Напомню, на дворе 1987 год, а заграничная писака запросто проникла в высокий кабинет.

Джаннет вездесуща как вирус. Вот она уже в аульной больнице советует больным лучевым недугом немедленно лететь в США – вас там вылечат! Как же, помним – Запад нам поможет. То она вдруг является в подпольный клуб, где витийствует и проповедует Сулейменов.

Пока лучшие люди страны по Каламгерам прохлаждаются, семь радикально настроенных аульных женщин задумывают похитить сырьё для ядерных испытаний. На государственных то мужей надёжа как на ёжа. Все серьёзно и по-женски обстоятельно – карту расстелили на кухонном столе, распределили роли. О, эти коварные келинки. Самая бедовая улеглась поперёк дороги. Везут к полигону военные ядерное сырьё, видят, молодуха симпатичная лежит. Вышли из кабины, подошли поближе, наклонились… А им по голове кирпичом.

Тут колеса драматургии начинают натужно буксовать. Сценаристы поленились придумать, куда потом девушки девали «сырьё». Поделили ядерную муку между собой, домой приволокли? Енешка не спросит – что это, откуда?

Джаннет, к сожалению, не сможет увезти в благословенную Америку всех больных. Только маленькому сироте Никите изготовит фальшивый американский паспорт. На паспортном контроле, чтобы отвести подозрения в киднеппинге, мальчик прилежно скажет несколько слов на английском. Не видите, что ли, настоящий америкен бой, уеду с тобой.

Осведомитель гэбэшник тоже уедет. В Японию. С новыми документами и пачками валюты. КГБ башляет, отчего не поехать? Ползи, улитка, по склону Фудзи.

Авторы могут обидеться: «Чего вы хохмите, ёрничаете, паясничаете?».

Отвечу: «А вы чего?».

***

Фото: khabar.kz

© ZONAkz, 2021г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.