Евразийцы, равняйсь, смирно!

Русский империалист Захар Прилепин возглавил движение «Новая Евразия»

На прошлой неделе в Москве состоялась учредительная конференция ещё одной общественной организации. Казалось бы – делов-то. Но организация это непростая. Вы слышали, например, о Евразийском центре Льва Гумилёва? Нет? А о движении «Новые скифы»? Тоже вряд ли. Они, по правде сказать, и в России не очень заметны. А вот писатель Захар Прилепин ещё как заметен. И в литературном отношении, и в брутально-патриотическом. Захар не скрывает своих имперских взглядов. Он воевал на Донбассе, командовал там батальоном. После этого создал партию под названием «За правду!», объединил её со «Справедливой Россией» и собирается в Государственную Думу РФ (выборы в сентябре). А теперь вот организовал «надпартийную инициативу» под названием «Новая Евразия» – «в целях консолидации сил для восстановления нового современного объединения евразийских народов».

В эту «Новую Евразию» вошли, помимо Движения Захара Прилепина, упомянутые Евразийский центр Гумилёва и «Новые скифы». Обе эти организации возглавляет один человек – Павел Зарифуллин. Есть ещё Алексей Дзермант, минский философ и политолог, кстати, уроженец Талгара, уже знакомый казахстанским читателям по моим с ним интервью, автор интересной книги «Беларусь – Евразия. Пограничье России и Европы». Есть питерский писатель и предприниматель Герман Садулаев, русский по маме, чеченец по отцу. Эти люди пишут книги, составляют разнообразные манифесты и воззвания, проводят встречи с читателями. Тексты у них весьма достойные. Однако не взлетает это книжное евразийство. И пока нет никаких шансов, что взлетит.

Но тут на сцене появляется Захар Прилепин, эмир-динамит. Хотя нет, Захара будет правильнее сравнивать не с Лоуренсом Аравийским, а сразу с Ульяновым-Лениным. В том смысле, что до Ульянова существовал в основном книжный марксизм, умное теоретическое учение. Как и сегодняшнее евразийство, марксизм провозглашал интересные небесспорные идеи. Основоположники марксизма говорили: когда-нибудь, не скоро, в самой высокоразвитой стране Запада рабочие сделаются такими сплочёнными и образованными, что перестанут подчиняться капиталистам. Объявят им: «Баста! Для всех будет лучше, если заводы и фабрики станут общими». И капиталисты ничего не смогут этим рабочим возразить.

Никаких перспектив эта книжная теория не имела. До тех пор, пока в России не свергли императора. Такое и раньше случалось. Например, во Франции в конце XVIII века отрубили голову королю и учредили буржуазную республику. Потом в Париже опять победили монархисты. Правда, ненадолго. Однако в России вышло по-другому. Там весной 1917 года тоже учредили буржуазную республику, но появился Ленин на броневике, принялся размахивать иностранной книжкой «Das Kapital» и кричать «Впереди пролетарская революция! Так в Книге написано! Это марксизм, наука!».

Ничего подобного в «Капитале» не написано. Маркс и Энгельс адски хохотали бы, узнай они, что в отсталой диковатой России (основоположники марксизма были знатные русофобы) может победить «пролетарская революция». Откуда ей взяться? На самом деле к власти в Петрограде осенью 1917 года пришли никакие не рабочие. Октябрьский переворот устроила компания решительных авантюристов. Чтобы хоть как-то подогнать практику к теории, Ленин «творчески развивал» марксизм, переписывал эту науку буквально на коленке. Много раз. И самое интересное: провалив задуманную мировую революцию, большевики, уже при Сталине, принялись восстанавливать Российскую империю на новый лад.

Мне кажется, тут уместны параллели с многострадальным евразийством. Его основоположником был всё-таки не Лев Николаевич Гумилёв, которого так любят в Казахстане. Евразийство придумали в 1920 годы русские эмигранты, бежавшие в Европу от советской власти. (Хотя при желании их можно считать предтечами наподобие Фейербаха). Так или иначе, книжные евразийцы Гарифуллин, Дзермант, Садулаев – продолжатели этого учения. Есть ещё сумрачный евразийский гений Александр Гельевич Дугин. А гибкий энергичный Прилепин это как раз Ленин, способный вывести евразийство из виртуального формата. Сделать руководством к действию.

При этом теорию учения придётся кромсать и перелицовывать не менее цинично, чем в 1917 году кромсали теорию марксизма. Поскольку в сегодняшнем виде евразийство мало пригодно для объединения постсоветских народов. По крайней мере, на русский обывательский взгляд оно выглядит диковато. Если отжать из евразийских теорий сладкий сиропчик, в сухом остатке обнаружится Золотая Орда. Вот трезвый и поэтому хмурый взгляд на всё на это московского публициста и писателя Дмитрия Тараторина в его статье «Евразийский соблазн», опубликованной журналом «Русский европеец»:

«Нет мифа иного, кроме чингисхановско-ордынского (позитивно окрашенного, разумеется), который мог бы удержать вместе русских, татар, якутов и пр., а также пристегнуть надежно казахов. Это пока ещё удается чисто по инерции, за счёт того, что руководят везде советские люди. Когда они уйдут, исламская, тюркская и др. идентичности возобладают».

Может, кто-то к востоку от Москвы надеется, что так и будет. Что под песни о дружбе наследникам Золотой Орды удастся постепенно растворить слабеющее европейское начало российской цивилизации. Но в Кремле, скажу вам по секрету, наоборот вынашивают планы запрячь евразийство, этого сферического коня в вакууме, про которого так интересно и сложно рассказывают книжные люди, для выполнения работы по восстановлению Российской империи. В которой – да, снова найдут себе место национальные постсоветские элиты. Где восстановится единое культурное поле не только для тоскующих на своих малых родинах писателей, поэтов, режиссёров, но и для десятков миллионов простых постсоветских людей. Ловкие казахские, киргизские, молдавские и прочие политологи в очередной раз сменят ножку и примутся воспевать открывшиеся перед соответствующими народами огромные возможности в воссоединившейся братской семье. Правда, за тридцать лет эти политологи воспитали целые поколения в ненависти к российским колонизаторам. И большой вопрос – какой кровью обойдётся восстановление единого государства под рукой Москвы. Да и возможно ли оно вообще? По ходу дела придётся много лукавить. Собственно, учредители «Новой Евразии» уже начали:

«Мир входит в пространство турбулентности. Сейчас в России, как и в СНГ, нет другой объединяющей идеи – она отсутствует. Прежняя коммунистическая идея исчерпана. Идея национализма всех мастей, которая у нас гуляет уже 30 лет, привела к тому, что пространство Евразии превратилось в банку, наполненную пауками. Только идеология Евразийства может стать той идеей, что будет способна защитить права народов и регионов и культурную идентичность каждого. Никакого другого глобального проекта для этого пространства нет».

Разумеется, по итогам мероприятия был подписан Меморандум о восстановлении Советского Союза «в геополитической форме Новой Евразии».

Вы спросите, сколько дивизий у Захара Прилепина. Это правильный вопрос. Однако у Ленина весной 1917 года тоже не было дивизий. Кроме того, параллели с Октябрьской революцией всё-таки условные: сейчас евразийцам не надо свергать российский режим. Надо просто подтолкнуть его к реализации мечтаний, которые он сам и вынашивает.

Правда, кто-то говорит, что посредством таких мероприятий Прилепин всего лишь пытается немножко расширить себе электорат перед думскими выборами. И заодно освоить некоторое количество денег, которые кремлёвское начальство выделяет на разные интеграционные инициативы. Но это скучная версия. Я думаю, у наших новых евразийцев всё-таки добросовестные фантазии. Не менее завиральные, чем мои аналогии насчёт Ленина и Прилепина. Однако и не более.

***

© ZONAkz, 2021г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.