Жители послека Жанатурмыс Алматинской области боятся остаться без кладбища

Алматы. 4 октября. КазТАГ — Жители послека Жанатурмыс Алматинской области боятся остаться без кладбища, передает корреспондент агентства.

«Мы опасаемся, что кладбище просто снесут. Было постановление, была выделена земля под кладбище и оно было полностью огорожено. Несмотря на то, что оно полностью огорожено, собственник земли, который вновь нарисовался, зашел за забор, на территорию кладбища и хочет ставить свой забор в 10 метрах от свежих могил. Насколько мы в курсе, 300 метров от кладбища – это красная зона», — сообщили активисты. .

При этом они заявили, что подозревают, что имел место сговор.

«Старейшины поселка уже несколько лет пытаются что-то сделать. Все походы в акимат ничем не заканчиваются совсем. Бывший аким Каменки, который уже скончался, подписывал эти документы. Власти пока никак не реагируют совершенно. Если аким не видел, что продавал, ладно. Но новый собственник земли, он явно видел, что он покупал и где были его глаза, когда он видел в 10 метрах от себя могилы? Тут налицо сговор», — сказали они.

Как пояснил старейшина поселка Халид Гасанов, территория кладбища была продана на торгах как залоговое имущество по кредиту.

«Акимат таких полномочий не имеет отменить решение тендера. Основным виновником является Фонд проблемных кредитов. Банку отдали под залог эту землю всю, и банк даже не удосужился прийти посмотреть территорию.  И получается так, что часть кладбища отходит, и часть площади, где еще не захоронили, отходит под продажу. Вот эта у нас проблема возникла. Территория была в 1981 году огорожена, хотя захоронения начались с 1830 года, это древнее кладбище. Там хоронят все национальности, которые проживают в Жанатурмысе – и курды, и турки, и русские, и казахи, и уйгуры, и другие национальности, все пользуются этим кладбищем. И у нас хотят забрать большую часть незахороненной площади. Они оставляют всего 20 метров от последних захоронений. Этого хватит всего на полгода, через полгода эти 20 метров заполнятся и хоронить уже негде будет. А забирают большую площадь – около 4 га», — пояснил Гасанов.

По его словам, 4 га под кладбище в свое время выделил племзавод «Каменский».

«Эти земли принадлежали племзаводу «Каменский». Был совхоз, потом стал племзаводом. После этого мы, жители этого поселка, попросили у племзавода, чтобы он выделил еще часть территории к нашему старому кладбищу. И совхоз своим приказом выделил больше 4 га итого у нас получилась территория где-то 7,4 га. Это должно было быть общественное место, никто не должен был на это претендовать. Но каким-то образом искусственно обанкротили племзавод, который был одним из лучших хозяйств республики и по дешевке забрали земли и очень высокопоставленные лица из окружения бывшего президента захватили эту территорию – «прихватизировали» и продали одному, другому, третьему. Последний не смог продать, заложил в банк, взял кредит, а банк подождал два года – они не стали возвращать, это у них запланировано было. И землю выставили на торги и продали. Но сам банк должен был проверить, какая часть участка отводится под кладбище», — рассказал Гасанов.

Кроме того, у жителей поселка могут отобрать и территорию построенной ими мечети.  «У нас еще кроме кладбища под вопросом остается мечеть. Мы ее своими силами построили. Полтора гектара тот же самый совхоз – племзавод – выделил. Мы построили мечеть, все было нормально. А тут, оказывается, только саму мечеть оставили, а всю территорию выкупил этот же человек, который первый захватил. И сейчас нам говорят: «Только сама мечеть ваша, а территория вся – наша», — сообщил Гасанов.

При этом он подчеркнул, что жители трех окрестных поселков также лишатся пастбищ.

«Сейчас будут делить по участкам и продавать, хотя это земли сельскохозяйственного назначения, поливные. Был мораторий на продажу сельскохозяйственных земель, его продлили до 2026 года. До сих пор эти земли использовались и фермерским хозяйством, и людьми – три поселка пасли там свой скот. А сейчас появились хозяева, никого туда не пускают, и еще решили захватить часть территории кладбища.

Мы пока написали заявление в акимат. Но скорее всего придется судиться, потому что у них на руках акт купли-продажи. Мы не стали экспертизу проводить, это прокуратура может проверить», — сказал он.

Заместитель акима Райымбекского сельского округа Еламан Омирбаев не смог пояснить, каким образом территория кладбища стала принадлежать частному лицу. «Законные землевладельцы, хозяин, гражданин Республики Казахстан (человек, который начал копать траншею на территории кладбища – КазТАГ). Он купил у частного лица на основании договора купли-продажи. Я не считаю (что все его действия законны – КазТАГ), но у него есть все законные документы. Это надо в суде решать. А он (предыдущий владелец) купил на аукционе у банка, это давно было», — сказал он.

В свою очередь, представитель собственницы участка Талгатали Турмусов заверил, что на территорию кладбища не претендует.

«Я купил земельный участок, который выставил на аукцион Фонд проблемных кредитов. Там 86 соток. Я граничу с кладбищем. Я заказал смету посчитать, чтобы огородить кладбище. Позвонил акиму, он дал мне номер имама. Я имаму позвонил, он сказал, что это отличный вариант – огородить кладбища. Мой помощник позвонил смотрителю кладбища, мы вызвали геодезистов, определили границы кладбища согласно госакту и начали ставить ограждение. Народ пришел и стали спрашивать, почему я забираю у них территорию кладбища. Я объяснил, что территорию кладбища я не забираю, что это мой участок, я не собираюсь его делить, продавать, строить дома. Я просто огораживаю свой участок. И тут начался скандал, стали говорить про мораторий. Мораторий у государства на продажу сельхоземель, а я купил участок у Фонда проблемных кредитов. Я Т20 млн готов выделить просто на то, чтобы огородить территорию кладбища. Все правоустанавливающие документы я готов показать. Я ни от кого не скрываюсь», — сказал Турмусов агентству КазТАГ в понедельник.

При этом он заверил, что не только не будет сносить имеющиеся захоронения, но и не будет забирать 1 га земли, на которой находится мечеть.

«Я ничьи участки не трогал. У меня 98 соток справа, сбоку. Они просто сеточный забор протянули. Я мусульманин, я знаю, что мне когда-то тоже придется кого-то хоронить, я же не дурак, чтобы пойти на кладбище, забрать участок и построить там дом. И возле кладбища я не собираюсь дом строить. Я никогда в жизни руку не подниму на захоронения, это надо быть безбожником, чтобы такое делать. Вокруг этого кладбища все мои участки. Мечеть, которая там стоит, тоже находится на моем участке. Но мы готовы отдать гектар земли, на которой она стоит. Мои партнеры готовы подарить ее. Мы готовы там построить столовую для поминальных обедов. Это все имам и смотритель мечети понимают. Я готов кладбище полностью огородить и воду и свет протянуть. Со своей стороны я могу это все организовать», — заверил он.

По словам Турмусова, в ближайшие 5 лет на прилегающем к кладбищу 1 га земли никаких строений возводиться не будет.

«Сейчас появилась информация насчет каких-то 4 га. В свое время был какой-то аким, он выдал участки, но потом их вернули обратно. Эта земля стоит, я ее тоже не трогаю.  У кладбища есть свои границы, есть госакт. Сегодня архитектура поехала туда и потом просила показать госакт на кладбище. Они завтра его привезут, потом я свой привезу. Каждый будет на своей территории. Я земельный участок купил на аукционе как положено. Если я не прав, скажите мне, что я не прав по моральным или еще каким-то принципам.  Я могу заверить, что в ближайшие 5 лет на прилегающем к кладбищу 1 га земли я никакие строения возводить не буду», — добавил он.