Незаконное «налогообложение» исследований практикуется в Казахстане – мажилис

Астана. 13 октября. КазТАГ – Валентина Владимирская. Незаконное «налогообложение» научных исследований практикуется в Казахстане, заявила депутат мажилиса РК от фракции партии «Ак жол» Айгуль Жумабаева.

«Эту практику можно назвать незаконным налогообложением, прямо противоречащим Приказу МОН от 6 августа 2020 года о конкурсной документации, где организацией-исполнителем проектов не допускается удержание средств из программно-целевого финансирования», — озвучила Жумабаева депутатский запрос на заседании мажилиса, в среду.

По ее словам, за последние годы в Казахстане финансирование науки увеличилось в разы, выросла зарплата ППС (профессорско-преподавательского состава),  но статус НИИ при вузах до сих пор не отрегулирован, зарплата ученых НИИ при вузах — не менялась с 2006 года и даже из средств научных проектов практикуется удержание 10%-15% суммы.

Также, научные коллективы вынуждают писать «бесконечные» отчёты, которые подменяют практическую работу.

Согласно правилам МОН РК, исполнитель должен представить в уполномоченный орган ежегодный промежуточный отчет до 25 декабря и итоговый до 10 декабря заключительного года, но на практике, ежегодно, в течение 3 лет сдаются полугодовые, предварительные годовые, затем – заключительный отчеты, в электронном и бумажном формате в твердой обложке, а в некоторых госвузах от руководителей проектов требуют еще и ежемесячные акты выполненных работ – всего 12 в год. Кроме того, Наццентр экспертизы (НЦ ГНТЭ) проводит мониторинг проектов на стадиях их выполнения и завершения, на протяжении месяца, отвлекая учёных от исследований, добавила депутат.

Сегодня максимальный грант — 3 года и значительная часть времени ученых уходит на отчеты и мониторинги. Такой тотальный контроль означает недоверие власти, это, по ее мнению, унижает.

В контроле нуждается деятельность самих околонаучных структур – НЦ ГНТЭ, комитета науки, которую последние 5-7 лет сопровождают громкие скандалы. Выбор научных проектов — непрозрачен, состав советов — некомпетентен, результаты экспертизы — игнорируются. Так, по результатам конкурса на 2015-2017 годы грантообладателями оказались более 40 членов Нацсовета. Скандал был и при распределении грантов на 2018-2020 годы, резюмировала Жумабаева.