Экс-советник Токаева о ситуации с порогами ЕНПФ: Мораторий был бы самым элегантным выходом

Нур-Султан. 8 декабря. КазТАГ – Мораторий на применение новых порогов минимальной достаточности пенсионных накоплений (ПМД) для снятия части пенсий из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) был бы самым элегантным выходом, считает Олжас Худайбергенов – бывший внештатный советник президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.

«Мораторий на три-шесть месяцев на применение новых порогов, пока не будет скорректирована методика, был бы самым элегантным выходом из сложившейся ситуации. Более того, с точки зрения денежных потоков неправильно (осталось Т0,5 трлн из Т2 трлн), не совсем правильно, что за один месяц все вывели. Вместо декабрьского ажиотажа оставшиеся вкладчики могли бы спокойно выбрать то жилье, которое по душе, и в конце остаться благодарными государству», — написал Худайбергенов в среду на своей странице в социальной сети.

Ситуацию с выяснением «авторства» методики он назвал достаточно трагикомичной.

«Все понимают, что хромает не только сама методика, но и те процессы, которые привели к разработке такой методики и удивительной реакции разработчиков. Неготовность взять ответственность на себя ставит закономерный вопрос, а зачем вы тогда занимаете эту должность? Но поняв оплошность, все же приняли ответственность, но таким кривым уклончивым способом, что вот-де в последнее время ничего не меняли, методика как была, так и остается, при этом заявив, что она правильна и пороги меняться не будут. Видимо, в минтруда/ЕНПФ знают особый секрет, как 20-летним студентам накопить Т3 млн на пенсионном счете. Скорее всего, они еще знают, как нарисовать 7 перпендикулярных красных линий прозрачным цветом», — отметил известный экономист.

По его словам, «во всей этой истории есть нюанс – время идет, а проблемы пенсионной системы не решаются».

«Инициатива использования излишков затронула пока лишь 4%, на максимуме это лишь 7%. Понятно, у этих людей пенсии в будущем уменьшатся, если не менять систему, но главное, что они сейчас решили свои личные проблемы, а восстановить их накопления не представляется сложным, тем более что это верхние 7% населения не особо и надеются на пенсии, так как это средний класс и выше. Они сейчас несут двойную нагрузку, работая в белую и платя все налоги, вынуждены платить за образование в частных школах и детсадах, за медицину на платной основе и так далее, чтобы получить высокое качество услуг. Поэтому пытаться ограничивать их – это абсурд», — считает эксперт.

Проблема, по его мнению, в остальных 93%.

«И по ним ситуация никак не меняется, пока минтруда/ЕНПФ стоят на том, чтобы увеличить пенсионную нагрузку с 10% до 15%. НПП (национальная палата предпринимателей «Атамекен» – КазТАГ) выступила против, президент отклонил эту идею, дав поручение искать иные варианты реформирования пенсионной системы. Что ж, если будут изменения в кадровом составе правительства, надеюсь, появятся люди, которые способны выйти за рамки узких подходов», — заключил Худайбергенов.

Напомним, в ночь на 3 декабря выяснилось, что в Казахстане в 2022 году вырастет порог минимальной достаточности для досрочного изъятия части пенсионных накоплений. 7 декабря в минтруда заявили, что не вносили изменений касательно размеров ПМД, возложив ответственность за расчеты на ЕНПФ, однако уже 8 декабря заявили, что «официальная позиция МТСЗН остается неизменной» и минтруда не планирует менять методику определения порогов достаточности. Кроме того, в ведомстве заявили, что наказали сотрудника за заявление касательно ситуации со снятием части накоплений.

Напомним, 1 сентября 2020 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая с посланием к народу, объявил, что в 2021 году 700 тыс. вкладчиков ЕНПФ смогут использовать часть своих накоплений на приобретение жилья, лечение или передачу в управление управляющим компаниям. 23 декабря пакет соответствующих поправок был одобрен в парламенте и передан на подпись президенту. 2 января 2021 года Токаев подписал соответствующий закон об изъятии части пенсий. 8 июня в Акорде заявили, что более 16 тыс. заемщиков полностью погасили ипотеку за счет изъятия части пенсий.