Алматы. 19 апреля. КазТАГ – Ирина Блок – супруга адвоката Александра Блока, осужденного на 11 лет лишения свободы якобы за мошенничество и подстрекательство к даче взятки, рассказала подробности дела.
«Фабула дела проста. Жена нечистого на руку экс-главы пенсионного фонда Ерденаева (Руслан, бывший председатель правления Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) – КазТАГ), Елена Ли, по ее собственному признанию, решила облегчить участь своего супруга с помощью взятки. Процесс передачи денежных средств растянулся до пяти эпизодов. Однако заявила она об этом лишь через год, когда стало ясно, что ее мужу от законного приговора, предусматривающего лишение свободы на 12 лет, не уйти. Понимая, что ей также грозит обвинение в даче взятки, стала вдруг (!) потерпевшей стороной, а главными злодеями исхитрилась назначить адвокатов. Суд, к прискорбию, пошел у нее на поводу», — рассказала Ирина Блок.
При этом, по ее словам, если Гульнара Смагул, вторая адвокат, осужденная по тем же обвинениям, была близкой подругой Елены Ли, то Александр Блок оказался в деле случайно. Он согласился подменить Смагул на время отпуска, а затем Ли уговорила его остаться в деле. И поначалу он действительно полагал, что Ерденаев невиновен, так как тот скрыл от своего защитника многие факты.
«По единодушному мнению многих участников процесса, именно Елена Ли своими усилиями усугубила участь супруга. После приговора она на ступенях суда в ярости заявила, что лишит Блока адвокатской лицензии и посадит в тюрьму. Ее дальнейшие действия, судя по всему, были продиктованы безрассудной местью. Она решила обвинить адвокатов, тем самым вернуть гонорары и сделать еще одну отчаянную попытку отвести от мужа неизбежное наказание. Так возникла версия о том, что адвокаты заставили доверчивого Ерденаева оговорить себя, работали в интересах следствия, а он остался без защиты», — сообщила Ирина Блок.
По ее словам, Ли незаконно произвела 69 записей разговоров адвокатов, однако органам расследования представила только 12 из них, которые самолично выбрала и сама же сделала стенограмму, оторванную от контекста.
Как сообщила Ирина Блок, уголовное дело против адвокатов прекращали пять раз ввиду отсутствия доказательств их вины, однако каждый раз Ли заваливала госорганы жалобами и заявлениями.
При этом она подчеркнула, что сам ход расследования и суда по делу Блока и Смагул создает ряд опасных прецедентов – признание негласных аудиозаписей, сделанных частным лицом, допустимым доказательством, не привлечение взяткодателей к уголовной ответственности и более того, признание их потерпевшими и тому подобное.
«Мошенниками и подстрекателями были назначены адвокаты, ведь не может в самом деле столь грозное и неуязвимое для критики ведомство (КНБ – КазТАГ) признать, что его сотрудники берут взятки. Тем более, что возглавляли комитет национальной безопасности всесильные приближенные и родственники самого первого президента. Очевидно, что коррупционные ручейки стекались к самой его верхушке. Оттуда и поступил «заказ» назначить виновных. Оттуда и шло давление на суд, чья позиция вызвала серьезные сомнения в его беспристрастности и объективности», — подчеркнула Ирина Блок.
Напомним, в 2016 году ЕНПФ приобрел через Казахстанскую фондовую биржу (KASE) 500 тыс. облигаций ТОО «Бузгул Аурум» на общую сумму Т5 млрд, несмотря на рекомендации воздержаться от инвестирования в указанные облигации. Руководившие тогда фондом топ-менеджеры – экс-глава ЕНПФ Руслан Ерденаев и его бывший заместитель Дабыр Медетбеков проигнорировали рекомендацию, так как получили от руководства «Бузгул Аурум» за совершение сделки взятку в размере $700 тыс. Многие фигуранты дела в итоге были приговорены к различным срокам лишения свободы, в том числе на 12 лет был осужден Ерденаев.