И действительно, внезапно свой пост председателя правления национальной компании покинул Алик Айдарбаев. Когда-то он возглавлял совет Кзылординского филиала партии «Асар», а, значит, по умолчанию, был связан и с Даригой Назарбаевой, хозяйкой партии, и вообще с семьей Назарбаевых.
После короткого периода партийной работы (что-то около двух лет) его профессиональная карьера резко пошла в гору. Сначала он довольствовался статусом депутата областного маслихата, а потом на гребне волны его вынесло на республиканский уровень.
Если проштудировать послужной список Алика Айдарбаева, то он солидный, безусловно – такие специалисты на дороге не валяются: был управляющим директором по добыче КМГ, возглавлял АО РД «КазМунайГаз», заправлял в Самрук-Энерго в качестве председателя совета директоров. А еще – немного аким (вполне себе полный по демократическим меркам срок, 4 года, в Мангистауской области), немного вице-министр по инвестициям и развитию, даже в главном холдинге страны – ФНБ «Самрук-Казына» засветился. И вот, наконец, почти 3,5 года возглавлял флагман отечественной нефтяной индустрии – АО НК «КазМунайГаз».
«Алик Айдарбаев покинул пост главы «КазМунайГаза» по состоянию здоровья», — сообщили в материнской компании – ФНБ «Самрук-Казына».
Нисколько не сомневаемся в этом. Человек — не вечный двигатель. Но при этом можем предположить, что данная отставка не случайна. И она могла произойти по двум причинам.
Первая – идет реальная чистка системы от назарбаевских элементов. Конечно, ржавчину нужно удалять. Однако, следует признать, что Алик Айдарбаев хоть и уже вошел в историю с помощью партии «Асар», но все-таки ему была ближе брутальная нефть, чем политика.
Вторая причина – замаячившее на горизонте уголовное дело о воровстве громадной суммы, которая была выделена на модернизацию казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). А поскольку это хищение к Алику Сериковичу имело лишь косвенное отношение (смеем надеяться, хотя, конечно, не уверены), поскольку программа модернизации началась не при нем, он лишь подводил ее итоги, то нужно было вывести 58-летнего аксакала из-под удара. В самом деле, почему он должен сидеть в тюрьме?
***
В понедельник, как гром среди ясного неба, прозвучала информация из уст председателя Агентства РК по финансовому мониторингу Жаната Элиманова о том, что выделенные на модернизацию НПЗ 20,5 млрд. тенге были просто украдены.
Но тут главное – понимать, что деньги были украдены не все, а только часть. Чтобы незаметно было. Неужто опять откаты?
***
Если речь идет действительно о модернизации НПЗ, а не о плановых ремонтах, то криминальный период охватывает 2016-2018 годы.
Павлодарский нефтехимический и Атырауский нефтеперерабатывающий заводы – это практически «народные» предприятия. Первый на 100%, а второй – на 99,53% принадлежит НК «КазМунайГаз». Что касается Шымкентского НПЗ, то нам принадлежит всего 49,72%, а остальное – китайское.
Заводы старые, Атырауский еще тот долгожитель, с 1945 года волшебным образом перерабатывает некондиционную по мировым меркам нефть в топливо. Павлодарский чуть помоложе, был построен в 1978 году, а Шымкентский – в 1985 году. За 30 лет независимости Казахстан не построил ни одного современного нефтеперерабатывающего комплекса, несмотря на то, что как бы в стране (действительно, как бы!) присутствовало стремление к глубокой переработке сырья!
Ну да, зачем новые заводы, если прекрасно можно существовать и со старыми, используя их модернизацию как источник неиссякаемых доходов?!
Как победоносно отчитывалась НК «КазмунайГаз», в 2017 году Павлодар зафиксировал полную модернизацию, в 2018 году Атырау завершил пусконаладочные работы новых установок, а Шымкент в сентябре 2018 года окончил финальный этап своей модернизации.
Таким образом, выполнена стратегическая инициатива правительства по 100-процентному обеспечению внутренних потребностей Казахстана в собственных ГСМ.
Алик Айдарбаев писал в годовом отчете АО «КМГ» за 2018 год в своем editorial: «Существенным достижением можно считать завершение модернизации нефтеперерабатывающих заводов, благодаря которой на наших НПЗ теперь производится топливо экологических классов К4 и К5, которые соответствуют стандартам Евро-4 и Евро-5. Увеличились объемы производства, улучшилась корзина нефтепродуктов, что позволяет увеличить экономический эффект от переработки нефти. Дополнительный объем светлых нефтепродуктов позволит полностью обеспечить потребность внутреннего рынка, и уже появилась возможность их экспорта за пределы Казахстана по рыночным ценам».
В общем, все очень серьезно…
***
В прошлом году Касым-Жомарт Токаев заявил, что в стране действует большое количество серых схем, связанных с отмыванием средств на казахстанских НПЗ. До него никто не смел касаться «заповедной» темы!
Он был в гневе, когда оказалось, что Атырауский НПЗ будет внепланово остановлен. Представляете негодование главы государства: на модернизацию трех НПЗ потратили более 2 трлн. тенге, а результатов нет! Снова ежегодная профилактика, дефицит ГСМ, подорожание дизеля и бензина, какие-то «странные» аварийные остановки…
Министерству энергетики и ФНБ «Самрук-Казына» было предписано жестко контролировать ситуацию. А, оказалось, что должны контролировать не только оперативную ситуацию, но и финансовую дисциплину. Впрочем, это требование было уже запоздалым, как обнаружило ведомство Элиманова…
***
Подробностей относительно похищенных миллиардов пока нет. Где, на каком уровне и кем они были украдены? Будет ли заведено уголовное дело? Будут ли возвращены эти деньги? Кто ответствен за «разграбление»?
Алик Айдарбаев ушел в отставку, его предшественник на этом посту тоже как будто имеет серьезные проблемы со здоровьем. А министр энергетики, которому народная молва приписывает идею повальной модернизации НПЗ и называет «могильщиком» четвертого НПЗ, сейчас занимает должность руководителя одного из регионов.
***
© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.