Тревожный симптом

Ключевым внешнеполитическим событием прошедшей недели стало заседание представителей стран-членов ОПЕК+ в Вене

Встреча министров энергетики стран-участниц ОПЕК+ будет иметь самые серьезные последствия как минимум до конца 2023 года. Единогласным голосованием принято решение о снижении добычи сразу на 2 миллиона баррелей нефти в день. Столь существенное сокращение стало неожиданностью – по первоначальным прогнозам предполагалось снизить добычу только на 1 – 1,5 миллиона баррелей. Хотя экспертное сообщество отмечает, что реальное сокращение будет меньше – поскольку не все страны вышли на максимум допустимой добычи нефти в августе текущего года.

Биржевые котировки после решения ОПЕК+ ожидаемо подросли, практически достигнув 100 долларов за баррель. Однако рост оказался не столь динамичным, как пыталась представить западная пропаганда. В целом спровоцировать волну паники удалось только в США и странах Европейского Союза. Китай и другие крупные потребители в Азии продемонстрировали полное спокойствие, поскольку полностью осознают причины данных шагов стран-производителей нефти, а кроме того, имеют существенные скидки при поставках нефти из России.

«Вашингтонский обком» сразу обвинил арабские монархии в предательстве и фактической поддержке Москвы. Решение о сокращении добычи осудили все знаковые фигуры действующей администрации – от госсекретаря, до главы Федеральной резервной системы. Причина связана с предстоящими выборами в Конгресс в начале ноября – рост цен на топливо объективно бьет по электоральным перспективам Демократической партии. Наметившаяся тенденция к росту поддержки демократов может быть подорвана предстоящим скачком цен.

Причем ястребы в Вашингтоне (в частности, госсекретарь Энтони Блинкен) зашли слишком далеко и даже предложили «наказать» Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. Правда наказание предлагается очень странное – вывести войска США, которые, якобы, обеспечивают защиту региона. Также часть сенаторов высказалась за приостановку предоставления Саудовской Аравии уже оговоренных ранее объемов вооружения. Но и эта инициатива, как минимум, спорная, поскольку американский ВПК в таком случае не получит арабских платежей. Кроме того, Саудовская Аравия может переориентироваться на других поставщиков – Россию и Китай, в меньшей степени Европейский Союз, – чего администрация в Вашингтоне в принципе допустить не может.

Второй шаг, предложенный действующей администрацией, более адекватен – инициатива по выделению дополнительных объемов нефти из национального резерва с целью снижения цен на рынках. Однако у этой инициативы ограниченный временной лаг – цены могут снизиться лишь на несколько недель. Данный шаг можно рассматривать как экстренный, нацеленный на стабилизацию ситуации непосредственно перед выборами, но уже в перспективе трех-четырех месяцев необходимо придумывать что-то более действенное.

Команда Байдена прорабатывает и совсем экзотические инициативы – предложение о частичном снятии санкций с Венесуэлы и реанимация отношений с Ираном. В среднесрочной перспективе эти шаги способны насытить мировые рынки необходимыми объемами нефти и способствовать снижению цен. В тоже время они будут способствовать эрозии санкционного режима, вводимого Вашингтоном.

Частичное снятие санкций без изменения внутри- и внешнеполитического курса Венесуэлы и Ирана – это признание поражения США. Байден таким образом соглашается, что попытки смены политических режимов в этих странах потерпели провал, что политика санкций в целом не приводит к желаемым результатам. И, самое главное, подчеркивает ситуативный характер любой санкционной политики – как бы говорит, что данная стратегия действий может быть отброшена, если ситуация складывается против интересов США. Этот пример будет очень поучителен для Европы, особенно при наступлении холодов предстоящей зимой.

Фиксация внимания стран Запада на том, что действия ОПЕК+ отвечают интересам России в условиях возможного введения пороговых цен на нефть, – это попытка замаскировать более значимый процесс. Своим решением страны-сырьевые придатки Запада показали, что не готовы в очередной раз субсидировать экономическое спасение «золотого миллиарда». И публичное возмущение Вашингтона обусловлено именно этим фактом – осознанием того, что за ресурсы теперь необходимо платить полную цену. Что больше не получится выменивать их у туземцев «на стеклянные бусы».

Кроме того, ОПЕК+ осознает, что введение предельных цен на нефть для России – это картельный сговор стран-потребителей. И в любой момент этот картельный сговор может быть спроецирован вообще на всех производителей нефти. Нечто подобное уже обсуждается в ЕС относительно введения предельных цен на газ вообще для всех поставщиков – не только России, но и Норвегии, Катара, Алжира. И есть признаки того, что подобное регулирование может быть применено и к поставкам нефти из третьих стран. В таком случае мир стоит на пороге начала масштабной «войны монополий» — картеля производителей и картеля потребителей.

Решение ОПЕК+ имеет и более глубокое дополнительное измерение. В отличие от Вашингтона, страны ОПЕК руководствуются оценками вменяемых аналитических центров, которые предупреждают о рисках долгосрочной рецессии во всех ведущих экономиках – Европейском Союзе, США, Китае. Именно поэтому решение министров имеет столь длительный временной горизонт. С высокой вероятностью мировой экономический кризис в 2023 году приведет к существенному снижению спроса на энергоносители, а следовательно, будет снижаться и их цена.

Поэтому и принято решение о превентивном сокращении объемов добычи – с тем чтобы снижение цен на нефть в следующем году не приняло обвальный характер, как это было в 2020 году на фоне коронавируса. В этом контексте шаги ОПЕК+ вряд ли можно рассматривать как политическую поддержку России. Участники картеля преследуют собственные интересы, пытаются обеспечить предсказуемость биржевых котировок нефти в условиях надвигающегося кризиса. С обострением экономического кризиса страны ОПЕК+ смогут лишь зафиксировать цены на текущих уровнях, с тем чтобы поддержать собственные бюджетные расходы.

Для Казахстана (кстати, также участника сделки ОПЕК+) снижение цен на нефть будет иметь самые непосредственные издержки. Правительству уже сейчас необходимо готовиться к росту экономических проблем и социальному напряжению на протяжении всего следующего года.

***

© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.