Договорились договариваться дальше

Ключевым международным событием прошедшей недели стало проведение заседания глав стран «Группы 20» в Индонезии

Форум проходил в непростой геополитической обстановке, что сказалось на итоговых документах. Они и раньше отличались утонченной абстрактностью. Но 16 ноября представителям стран-участниц удалось выработать особенно бессмысленный документ.

Стремление сгладить все острые углы заставило участников рабочей группы сделать акценты не на причинах текущего мирового экономического кризиса, а на следствиях. Насквозь идеологизированный подход демонстрирует примерно половина участников «двадцатки» — они в очередной раз попытались выставить Кремль виновником проблем в энергетической и продовольственной сферах. Что является прямым враньем – резкий рост цен на энергоносители и продовольствие начался еще осенью 2021 года (как минимум, за семь – восемь месяцев до спецоперации на Украине). И первопричиной этого роста стали так называемые «вертолетные деньги» — усиленная работа печатного станка как в США, так и в других «развитых» странах, в период эпидемии коронавируса.

Сейчас эти ничем не обеспеченные деньги начали давить на сырьевые рынки, и тем самым «разгонять» инфляцию. А политики на Западе пытаются замаскировать собственную некомпетентность перед избирателями, и усиленно стремятся «найти крайних» как в лице России, так и в более широком смысле – в лице ОПЕК+.

В целом прошедший саммит «двадцатки» полезен как иллюстрация развала всех существующих международных структур. Аналогичные процессы идут и в недрах ООН, ОБСЕ, ВТО – везде, где здравый смысл начинает подменяться идеологическими штампами, различными «повесточками», «отменами» и прочим западным бредом.

Будучи эрзац-заменителем «Большой семерки», «Большая двадцатка» несет все те же «родимые пятна» глобализации – и в первую очередь проблему неравномерного распределения глобального продукта. Сам формат будет дееспособным только при наличии одного абсолютного лидера. И если в 2008 году таких сомнений в отношении США было немного, то в 2022 очевидно, что лидер уже не в форме.

Страны, лидирующие в своих регионах, постепенно делают ставку на более оперативные и менее глобальные форматы сотрудничества и переговорные площадки: ШОС, БРИКС, АСЕАН, Африканский Союз и т.п. Собственно, до уровня таких же региональных площадок понижается и статус «Большой семерки» и ЕС. Просто они еще не готовы себе в этом признаться.

Одновременно встреча «двадцатки» обозначила и непреодолимый раскол между глобальным Западом (США и их вассалы) и глобальным Югом. Раскол на тех, кто стремится законсервировать существующий мировой порядок, и тех, кто считает его мягко говоря несправедливым, дающим неоправданные односторонние преимущества глобальному Западу. Вся критика в адрес России – исключительно «западная» по происхождению. Страны Юга, представленные в «Группе 20», прекрасно понимают, что Москва делает работу, которая в конечном счете пойдет на пользу всем сырьевым странам.

Потому-то и не получилось некоего «коллективного осуждения» России. Подрыв геополитических позиций США и их вассалов не станет быстрым, но позитивно скажется на доходах всех добывающих стран – от Саудовской Аравии, до Бразилии.

Ключевым эпизодом саммита можно считать обмен мнениями между лидерами Китая и США – Си Цзиньпином и Джо Байденом. Два ведущих экономических игрока пытались нащупать точки компромисса, позволяющие снизить градус конфронтации. Однако патологическая неспособность вашингтонской администрации разговаривать на равных обнуляет любые попытки апеллировать к здравому смыслу.

Предложенная Вашингтоном формула «конкуренции без сползания в прямой конфликт» вступает в противоречие с недавно утвержденной Стратегией национальной безопасности США, где Китай обозначен как основная долгосрочная угроза. А потому действующей администрации просто нечего предложить Китаю – в любом случае взаимного доверия нет. Суть беседы лидеров двух стран передается предельно простой формулой: «договорились договариваться дальше».

Вполне очевидно, что Пекин не рассматривает существующий геополитический расклад как норму, и именно поэтому поддерживает Москву в конфликте с Западом. В тоже время сам Китай не стремится форсировать вопрос восстановления контроля над Тайванем, поскольку готов использовать западные институции как временные инструменты для продвижения своих экономических интересов.

При этом Вашингтон вынужден переходить ко все более откровенным и прямым экономическим санкциям в отношении Китая – таким, например, как блокирование поставок высокотехнологичных чипов и оборудования для их производства. Стремление Запада притормозить технологическое развитие Китая уже невозможно замаскировать. Но одновременно это означает и сужение пространства для поиска компромиссных решений.

Аналогичным образом складываются взаимоотношения глобального Запада и других лидеров Юга:

Индию США усиленно пытаются втянуть в антикитайский альянс, а потому будут воздерживаться от любых выпадов в адрес Нью-Дели;

Бразилия, Мексика и Аргентина традиционно подозревают Вашингтон в неоколониализме, что автоматически сужает пространство для маневров США;

Саудовская Аравия и Турция находятся в ситуации стратегического выбора между Китаем и коллективным Западом, и Китай по совокупности параметров представляется им более привлекательным партнером.

Накануне саммита «двадцатки» обозначились линии разлома даже среди стран самого Запада. Германия и Франция вдруг осознали, что Вашингтон ведет игру на ликвидацию высокотехнологичных отраслей европейской экономики, и начали искать варианты поддержки своих производителей. Канцлер Германии даже предпринял отчаянную попытку восстановить взаимопонимание с Китаем. На что получил от Пекина пожелания большей самостоятельности во внешней политике. Южная Корея задумалась о том, что Китай может оказаться более действенным каналом давления на КНДР, чем Вашингтон. А потому нельзя исключать постепенного дрейфа Сеула в пространство Большой Евразии.

В конечном счете встреча стран «двадцатки» постепенно превратилась в протокольное мероприятие, ничего не решающее по существу глобальных экономических вопросов – этакое «мировое СНГ».

***

© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.