Михаил Козачков просит Токаева взять расследование под личный контроль

Алматы. 12 января. КазТАГ – Журналист Михаил Козачков обратился к президенту Касым-Жомарту Токаеву.

«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! За минувший год я десятки, а может быть, сотни раз публиковал обращения на ваше имя от простых граждан Казахстана. Вот теперь пришел мой черед просить вашей помощи. Прошу вас взять расследование под свой контроль», – говорится в письме Козачкова, опубликованном в четверг.

Журналист пишет, что он был задержан сотрудниками АФМ 18 декабря. Его обвиняют в рейдерстве, участии в организованной преступной группировке и разглашении госсекретов. Он отмечает, что якобы его преступная деятельность сводится к написанию нескольких статей на разные темы. Он напоминает, что освещал уголовное дело в отношении бизнесмена Алмаса Абдыгаппарова. Летом 2021 года был обвинен в хищении миллиона долларов, оказался первым журналистом, написавшим об этом. Позже опубликовал выписку из реестра должников, где было указано, что Абдагаппаров не выплатил банкам около Т2 млрд.

«Теперь же, исходя из квалификации деяния, мои публикации привели к тому, что доля Абдыгаппарова в ТОО «AV-Construction» оказалась переписана на третьих лиц. Якобы я этому способствовал, создав образ мошенника Абдыгаппарова. Следствие указывает, что данные статьи я писал и размещал по прямому указанию руководителя ОПГ Коспаева Е. Но это наглая ложь. Я никогда не был знаком с Коспаевым, не получал от него никаких указаний, даже никогда с ним не разговаривал. Более того, в мои задачи, по версии следствия, даже входило удаление комментариев, если они не поддерживали версию о хищении!» – говорится в письме.

Журналист объясняет, что его роль в ОПГ расписана таким образом, что он писал статьи и удалял комментарии.

«И превратился в члена банды, чьи действия привели к утере бизнесменом Абдыгаппаровым его доли в ТОО. Возможно, я первый журналист в мире, чьи публикации способны оказывать такое влияние на обычных людей. При этом я понятия не имел, что после ареста Абдыгаппарова его мама переоформила долю в компании на третьих лиц, поскольку ей обещали изменить меру пресечения сыну», – пишет Козачков.

Он утверждает, что он не знал о переговорах. Его не интересовало, кто какой долей владеет.

«Я начал дальше освещать тему, когда стартовал судебный процесс по делу Абдыгаппарова, поскольку он являлся известным человеком, у читателей был интерес к материалам из суда. Я освещал процесс вместе с 5-7 журналистами, но писал только самое интересное. И теперь меня обвиняют в том, что я высмеивал адвокатов, путавших фамилию доверителя. Это тоже рейдерство? Также я выкладывал в соцсети материалы негласных следственных действий, изученных в суде, где Абдыгаппаров прямо подтверждает, что присвоил миллион долларов. В результате бизнесмен был признан виновным в хищении, приговор вступил в законную силу. Но в материалах АФМ сказано, что это дело сфабриковано, хотя почему-то не привлечены к ответственности полицейские, прокуроры и судьи. Сижу лишь я, как будто журналист своими статьями имеет возможность сфабриковать уголовное дело. По версии следствия, за свою работу я получил от ОПГ автомобиль «Камри» 2022 года выпуска за Т19 млн. Но это еще одна наглая ложь. На самом деле данный автомобиль я получил в обмен на другую «Камри» 2020 года выпуска с доплатой с моей стороны», – говорится в письме.

Он также пишет, что из-за автомобиля его пытаются связать с юристом Бурханом Жансейтовым.

«Он оказывал профессиональные услуги ТОО «AV-Construction», получал за это зарплату, и именно с ним мы поменялись машинами, свой автомобиль я перерегистрировал на его сестру Эльмиру. Все, что связывает нас с Жансеитовым – это дружба на протяжении последних двух лет. Теперь же нас вместе обвиняют в рейдерстве. Я писал статьи, он консультировал компанию, то есть мы выполняли свои профессиональные обязанности, но стали членами ОПГ. При этом важно подчеркнуть, что ни я, ни он не участвовали в переговорах или перерегистрации долей в каких-либо компаниях», – объясняет журналист.

Согласно письму, Козачкову предъявляют претензии к статьям о бизнесмене Азиме Абдуллаеве, многолетнем партнере Болата Назарбаева. «Действительно, у меня выходил текст о его заводе «Шалкар-17», где органы выявляли нарушения при производстве алкоголя, но предприятие продолжало работать и выпускать напитки сомнительного качества. Также ко мне обратился житель Алматы, чей младший брат Артем Арьянов погиб при загадочных обстоятельствах на свадьбе сына Абдуллаева, а уголовное дело не расследовалось около 5 лет. И это тоже РЕЙДЕРСТВО – написать о трагической смерти молодого человека? Тем более, никто и не пытался узнать о причинах гибели молодого парня, чтобы наказать виновных», – пишет журналист.

Он также объясняет президенту, что его обвиняют в разглашении госсекретов, якобы он собирал и распространял сведения о секретных сотрудниках АФМ.

«На самом деле, я дважды публиковал информацию юриста Жансейтова, когда он вычислял за собой и другими адвокатами слежку. После первой публикации кто-то из подписчиков прислал мне анкетные данные этих людей, а я их просто переслал Жансейтову. Когда случился второй эпизод, я опубликовал фото мужчины, осуществлявшего слежку за адвокатами, причем снимок был найден в соцсетях. Вот такой секретный агент. Сотрудники АФМ в неофициальной беседе утверждали, что эти данные мне прислала их коллега, даже назвали фамилию какой-то женщины, но она мне незнакома. Возможно, как я сейчас понимаю, это была провокация со стороны АФМ – передать мне некие данные, чтобы я их распространил как журналист», – пишет Козачков.

Козачков упоминает комментарий пресс-службы Акорды, о том, что его права будут защищены, как и права любого другого гражданина Казахстана.

«При этом следствие интересуется, откуда я получаю сведения, например, изложенные в публикациях о семье генерального прокурора Асылова, чьи родственники стали расти по службе после его назначения, а один из родственников вышел на свободу намного раньше отведенного срока.  Поэтому я понимаю, что уголовное дело в отношении меня затрагивает интересы разных людей, в том числе высокопоставленных», – заявляет журналист.

Михаил Козачков просит взять расследование под свой контроль президента.

Напомним, Михаил Козачков был задержан АФМ 18 декабря и помещен в ИВС по подозрению в пособничестве организованной преступной группе Елдоса Коспаева в совершении рейдерских захватов. По оценке экспертов, задержание сопровождалось грубыми нарушениями со стороны АФМ, по которым Республиканская коллегия адвокатов уже готовит свои заключения. Оказать помощь журналисту выразил готовность международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз». Также в поддержку задержанного выступили главный редактор газеты «Время» Лев Тараков, Союз журналистов Казахстана и множество известных казахстанских журналистов.

19 декабря депутат мажилиса Азат Перуашев подчеркнул необходимость соблюдения АФМ прав задержанного накануне журналиста Михаила Козачкова и потребовал не нарушать закон в его отношении. В этот же день представители медийного сообщества и общественники обратились к Токаеву с просьбой помочь освободить Козачкова, выразив мнение, что данное дело саботирует обещанные главой государства политические реформы. Позднее на обращение отреагировала Акорда, заявив в частности, что дело Козачкова должно рассматриваться исключительно в правовом поле.

20 декабря генеральная прокуратура пообещала обратить внимание на информацию о нарушениях по делу известного казахстанского журналиста Михаила Козачкова, заявив о начале проверки действий правоохранителей.

В тот же день Козачков арестован на два месяца на время следствия.

28 декабря Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» заявил о незаконных методах следствия в отношении журналиста Михаила Козачкова.