Запад не прекращает попыток заставить Москву воевать на Украине нормально, для чего в ход идут все более сильные средства. Последнее совещание натовской военщины в Рамштайне было из этой серии. Похоже, что системно вялая реакция Кремля на любые провокации со стороны вчерашних «партнеров» выступает формой сдерживания консолидации Запада вообще и НАТО в частности. При этом «под толщей воды» определенные вещи, указывающие на милитаризацию России и готовность к жесткому противостоянию, все-таки происходят.
Рамштайн не поставил точку в танковой саге для Киева, хотя определенное продвижение в нужном для США направлении есть. Какие факторы при этом первичны, а какие вторичны, наверняка сказать сложно. К тому же динамика происходящего довольно высокая. «Обиженная ливерная колбаса» Олаф Шольц оказался способен долго «крутить динамо» в тот момент, когда партнеры по дружной семье западных лицемеров требуют от него определенности и внятности.
Возможно, в Берлине услышали стон немецкого бизнеса, который сворачивает энергозатратное производство из-за подорожавшего газа. Гибридная война не исключает варианта, при котором решение Германии поставлять «Леопарды» Украине вызовет окончательную остановку транзита российского газа в Евросоюз через территорию Незалежной. Не стоит забывать, что взорванные англосаксами трубопроводы «Северный поток-1» и «Северный поток-2» наполовину принадлежат немецкому бизнесу.
В какой-то момент до политиков в Европе стало доходить, что от войны на Украине сильнее всего пострадали именно страны Старушки Европы. Отсюда желание Берлина поторговаться с Вашингтоном – главным выгодополучателем текущего конфликта. Пока США поставляли Киеву танки советского производства, собираемые со складов и из парков от бывших членов Организации Варшавского договора (ОВД) до Марокко, позиция Берлина американцев не особо заботила.
Однако поставленная бронетехника в основном выбита, ей требуется замена. С одной стороны, уперлись те страны Латинской Америки, у которых есть советские танки и БМП, но нет желания с ними расставаться, а с другой начала проявлять несговорчивость Германия. Немцы предлагают Вашингтону показать пример и первым отправить на Украину свои «Абрамсы». Там заявляют, что танк очень сложный, прихотливый в обслуживании и требует массу топлива, а потому «Леопарды» будут в самый раз. Тогда в Берлине начинают апеллировать к неудачному историческому прошлому в лице третьего рейха, которое не располагает к новой отправке германских танков на территорию Украины.
Время между тем давит и поджимает. В Белом доме дали отмашку Польше и прибалтийским «тиграм» надавить на Германию с востока. В Варшаве, Таллине, Риге и Вильнюсе началась плановая истерика, но немецкий политический истеблишмент нудно твердит «как-нибудь потом, возможно». Тогда поляки предложили создать коалицию государств, в чьих армиях есть «Леопарды» и отправить их Киеву не дожидаясь согласия Берлина. Правда, здесь встает вопрос о ремонте и обслуживании.
Ряд наблюдателей в несговорчивости кабинета Олафа Шольца видит причины военно-технического и военно-экономического плана. Если те страны, у кого сегодня на вооружении «Леопарды», скинут их Киеву, то на замену могут взять не новые немецкие танки, а новые американские. К тому же дороговизна энергоносителей для немецкого ВПК сильно поднимает в цене новую бронетехнику от германских производителей, что делает ее слишком дорогой даже для бундесвера.
Оружие товар очень специфический и сильно повышает зависимость покупателя от продавца. В принципе, мы сейчас можем это видеть на примере Польши. Варшава уже перевооружается на американские и южнокорейские танки, но при этом не свободна в распоряжении «Леопардами», поскольку немецкая бронетехника обставлена разнообразными юридическими и процедурными формальностями. Даже американская «крыша» для Польши не позволяет все это безболезненно игнорировать.
Видно, что Берлин намерен выторговать у Вашингтона что-то важное. Потому что ту же Венгрию, блокировавшую полмиллиарда евро из европейского «Фонда мира» для оплаты оружия для Украины, продавили довольно быстро. И это при том, что в Будапеште крайне болезненно реагируют на мобилизацию этнических венгров в ВСУ. А вот канцлер Шольц на этом фоне торгуется просто беззаветно. Такое и на восточном базаре не всегда увидишь. Возможно тот факт, что в 2022-ом через территорию Незалежной в Европу по нефтепроводу «Дружба» прокачали на 7% больше, чем годом ранее, тоже как-то связан с «танковым процессом».
Европарламент тем временем проголосовал за международный трибунал для Владимира Путина и Александра Лукашенко. «За» выступили 472 депутата, «против» 19 и еще 33 воздержались. Формально резолюции данного органа носят рекомендательный, а не обязательный характер. Тем не менее, когда стадион политиков практически в едином порыве принимает такие вещи, то на какие-то последствия можно рассчитывать.
Открытым остается вопрос, будут ли президентов России и Беларуси «судить» заочно, или все-таки попытаются как-то доставить на скамью подсудимых. В век гибридных войн, постправды и постправосудия границы фантазии очень сильно расширились во все стороны. Официальные российские структуры на все это отреагировали в стиле «неинтересно» и «не признаем полномочий». Тем временем, кстати, с российской стороны продолжается денонсация разнообразных договоров, заключенных в свое время с Европейским союзом.
Самой интригующей стороной войны сегодня является то, как Кремль умудряется содержать и вооружать армию при существующей кредитно-финансовой политике Центробанка и параметрах федерального бюджета. По идее, все предприятия, выпускающие бронетехнику, самолеты, вертолеты, боеприпасы, ракеты и амуницию должны остаться без оборотных средств. Из каких фондов финансируется ЧВК «Вагнер», располагающее тяжелыми огнеметами и авиацией, да и элементарно зарплату для 50 тысяч человек, не числящихся в формулярах Министерства обороны, платить как-то надо.
Как показывают результаты в виде эшелонов с танками, САУ, БТР, которые движутся к фронту и фиксируются разнообразными пользователями соцсетей, производство оружия и боеприпасов каким-то образом налажено. Часть экспертов считают, что многие суммы поступают непосредственно из сырьевых компаний, а также специально созданных фондов для финансирования армии и ВПК. Если не принимать их в расчет, то объяснить интенсивность боевых действий просто невозможно.
Периодически распространяются слухи о том, что Россия готовится нанести завершающий удар по украинской критической инфраструктуре. В первую очередь речь идет об энергетике, но не только. Опять всплывает тема мостов через Днепр, уничтожение которых якобы на днях обсуждалось в Кремле. Вообще-то с точки зрения военной науки уничтожать эти мосты нужно было еще в марте прошлого года. Что-то не позволило сделать это тогда, поэтому возникает вопрос: что изменилось, если в январе текущего года тема опять пошла в разгон?
Если посмотреть на сетку вещания центральных российских телеканалов, то на них резко возросло присутствие советской тематики. Стали появляться советские художественные фильмы о временах гражданской войны и НЭПа, про 30-ые годы прошлого века, которые десятилетиями находились под негласным запретом. Как ни крути, а в вопросах мобилизации общества нынешний российский политический режим ничего эффективного предложить не может, из-за чего обращается к образам и архетипам, проверенным временем.
Многие ждут российского наступления. Военная активность в Запорожской области таким наступлением не стала. По мнению военных экспертов, данное локальное продвижение имело целью не дать ВСУ перебросить силы и средства с запорожского направления. После больших потерь в Соледаре украинское командование не располагает большими резервами, что создает российской группировке свободу при выборе места для мощного удара. Ну а пока все ждут и многие волнуются.
***
© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.