Встреча проходила 1 и 2 марта в Нью-Дели, и должна была обозначить общую внешнеполитическую линию Индии на период председательства в Группе в текущем году. В качестве девиза своего председательства Индия выбрала тезис об общности земли, традиционных ценностей и будущего: «Одна Земля, одна семья, одно будущее».
По итогам встречи министрам не удалось согласовать общее заявление. В итоге организаторам пришлось ограничиться лишь резюме председателя. По периферийным вопросам финансовой стабильности и продовольственной безопасности также не удалось принять общих документов.
В целом, первый блин вышел комом. Но зато индийская сторона получила опыт организации посреднических усилий, а также более четко представляет себе круг вопросов, которые предстоит решить к основному саммиту группы – встрече глав государств, – намеченному на второе полугодие.
Ключевая вскрывшаяся проблема – точка зрения о причинах текущего мирового экономического кризиса:
— Запад утверждает, что во всем виновата Москва, развернувшая специальную военную операцию.
— Глобальный Юг и Восток прекрасно помнят, что галопирующий рост цен на топливо, продовольствие и металлы начался еще осенью 2021 года – до всяких СВО.
Соответственно, и ответственность за происходящее стороны перекладывают друг на друга. Запад искренне возмущен тем, что Москва в ситуации выбора между статусом сырьевого придатка Европы и войной выбрала войну. И абсолютно убежден, что сможет «вернуть все назад».
«Не золотые» семь миллиардов населения планеты, наоборот, задают Западу вопрос о том, как он собирается компенсировать остальному миру свои действия в период коронавируса – включение печатного станка в режиме ксерокса. Который закачал в мировую экономику по разным оценкам 11 триллионов ничем не обеспеченных долларов, евро и фунтов стерлингов. Что и привело к текущему росту цен.
Саммит в Дели показал, что стороны пока даже не готовы слышать претензии друг друга. Однако все, кроме Запада, понимают, что вернуться назад уже не получится. Постепенно происходит формирование региональных финансово-экономических блоков, связи между которыми будут менее интенсивными, чем в уходящем Pax Americana. Что и отметил в своем приветственном слове премьер-министр Индии Нарендра Моди: «Опыт последних нескольких лет – финансовый кризис, изменение климата, пандемия, терроризм и войны, – ясно показывает, что глобальное управление потерпело неудачу».
Встречи Группы 20 очень полезны, поскольку нарождающиеся региональные блоки имеют возможность проговаривать свои претензии друг к другу. Еще в 2021 году Владимир Путин предложил ведущим геополитическим игрокам провести аналог «Новой Ялты». Однако западные партнеры отказались. Сейчас, такая «Новая Ялта» проводится принудительным явочным порядком – через череду саммитов Группы-20, стран БРИКС, и ШОС.
Какими будут геополитические параметры нового миропорядка еще только предстоит определить. Но он точно не будет американоцентричным.
Безусловно, определенная геополитическая зона англоязычных стран будет образована (скорее всего, на базе блока AUKUS, с привлечением Канады и Новой Зеландии). Частично этот процесс уже идет – вопрос в том, станет ли он заменой НАТО, или будет уже в НАТО играть роль своеобразного привилегированного клуба. И позиция континентальной Европы, как мы уже видим по взорванным «Северным потокам», никого в этом клубе избранных не будет волновать.
Но такие же региональные блоки будут сформированы и другими крупными геополитическими игроками. Так, на прошедшей встрече министров иностранных дел четко зафиксированы различия между Западом, Китаем, Россией и Индией. И это только начало – на подходе Бразилия и Латинская Америка в целом, Иран и шиитский пояс государств, Турция, Арабский мир. Количество конфликтов будет расти в прогрессии, а механизм ООН уже не работает.
Вопрос в том, каковы будут новые правила взаимодействия между данными региональными блоками. Страны начинают обсуждать подходы, которые позволили бы заменить механизм ООН более действенными структурами. Возможно, они будут построены по принципу «матрешки», когда менее крупные региональные блоки входят в более крупные. Пока такую модель реализует ШОС – объединяющий в качестве действительных членов, либо пока наблюдателей, – практически всех значимых региональных игроков Азии.
Основным инструментом поддержания режима безопасности, скорее всего, станет условная модель «Антанты» – когда риск конфликта между соседними блоками будет купироваться угрозой «открытия второго фронта» со стороны третьего крупного игрока. Во многом это похоже на ситуацию XIX – начала XX веков. В таком «подвешенном» состоянии мир продержался почти век – с наполеоновских войн до Первой мировой войны. Войны и конфликты были – но их сложно назвать глобальными.
Нам трудно представить такую форму поддержания глобального миропорядка: молодежь до 30 лет видела только модель западного доминирования – когда на вершине пищевой цепочки был Шер Хан (США), вокруг бегали шакалы Табаки, а остальной мир был их ресурсной базой. Люди старшего поколения помнят другую модель – двуполярную. Был Запад, был Варшавский договор, и был остальной мир, который они делили то в одну, то в другую сторону.
Теперь мы имеем ситуацию, которую понимаем теоретически. Но политиков-практиков, которые могут работать «в поле» не осталось – слишком много времени прошло с той эпохи, когда в мире работала многоблоковая модель. Поэтому первые шаги в выстраивании новой системы миропорядка настолько неуклюжие – этикет дипломатических контактов демонстративно нарушается, никаким договорам принципиально нельзя доверять (их, оказывается, никто и не собирался выполнять), любая конфликтная ситуация используется больше для пиара, чем для достижения реального результата.
Председательство в Группе-20 Индии, а в следующем году – Бразилии, дает определенную надежду на возрождение хотя бы дипломатического этикета. Эти две региональные державы представляют Глобальный Юг, которому больше всех нужна стабильность для развития.
***
Фото/news.abplive.com
© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.