Алматы. 27 марта. КазТАГ – Порядка 16 тыс. автомобилей стоят в очереди на границе Казахстана и Китая, сообщает пресс-служба Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен».
«В общей сложности в очереди были зарегистрированы более 20 тыс. автомобилей. Понятно, что это нереальные автотранспортные средства, там есть ненастоящие перевозчики. По факту там порядка 12 тыс. автомобилей», — сказал заместитель председателя правления НПП Тимур Жаркенов в понедельник на заседании межведомственной рабочей группы по урегулированию ситуации на границе, которое состоялось в Алматы.
По словам замглавы нацпалаты, «в целом принято решение, что эту очередь необходимо полностью отрегулировать в течение двух месяцев».
«Понятно, если будут по 100 машин как сейчас, это будет до бесконечности продолжаться. Это невозможно. А очередь разбита примерно пополам, по 6 тыс. автомобилей минимум в месяц, то есть первой половине этих автомобилей будет дана возможность выехать в течение первого месяца. Вторые 6 тыс. автомобилей смогут выехать в течение второго месяца в любой из этих дней. Почему в любой? Мы все понимаем, что одномоментно со всего Казахстана 6 тыс. автомобилей не приедет. Многие в поездках и другое», — пояснил спикер.
Председатель палаты предпринимателей Алматы Ауез Таймбетов отметил, что для Казахстана, в том числе для алматинского бизнеса критически важен экспорт. Замглавы НПП подтвердил актуальность вопроса и добавил что на текущий момент принято решение, что экспорт будет в приоритете.
«К сожалению, экспорта у нас в Казахстане не так уж и много. В моменте его накопилось большое количество. Был принято решение экспорт максимально вывезти в Китай. Общее решение было принято, что оператором по экспорту выступила НПП. Мы должны выработать цивилизованный, логичный механизм для того, чтобы эту работу проводить в дальнейшем», — отметил Жаркенов.
Грузоперевозчики озвучили и другие проблемы на границе. По словам председателя совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадия Шестакова, база очереди АТС периодически зависает, а расплачиваются за это перевозчики.
«По транспортному контролю, вот эти свидетельства, которые выдавались для международных перевозок. Зависла база транспортного контроля. Они сейчас штрафуют водителей. Почему мы ни одного транспортного инспектора не оштрафуем? Почему вопрос наоборот не стоит? Почему, когда у них зависла база, отдувается водитель, а не транспортная служба в крайнем удобном положении. Кого хочет, того наказывает», — отметил глава совета.
Также он отметил недоработки базы.
«База, которая сейчас есть, она должна быть только базой. Как в простонародье говорят, это пятак, где стоят машины. Я подъехал туда и нанял того, кого захочу. После этого появляется очередь. Водитель, можно сказать, в очередь я заявку подаю, о том, что он будет проезжать 27 марта. На 27 марта, допустим, уже стоит 2 тыс. машин. И мы встали на 31 марта. Все, только в этом должна состоять очередь. 1 апреля будет выдано 10 тыс. приоритетных «дозволов» по всем пропускным пунктам. То есть 10 тыс. китайских машин к нам заедут и 10 тыс. наших заедут в Китай до конца года. Нужно определиться с категорией товаров», –- добавил Шестаков.
Частный перевозчик Максим Ефремов отметил положительные моменты системы CarGoRuqsat.
«Система нам говорит, что действительно сейчас прошли пункт пропуска 900 машин из 2400. Значит, математически мы видим, 500 машин пропускать не получилось. 180 машин уже получилось, а было 70. Прекрасно, в два раза уже улучшили. Лично как перевозчик с визой 17 марта я пересекал пункт пропуска, в 6.00 был на границе, в 7.00 я уже был в Китае», — рассказал Ефремов.
С 1 апреля Таможенная служба Казахстана внедряет онлайн-инструмент, позволяющий отслеживать всю цепочку движения реэкспортируемых товаров в режиме реального времени. Таким образом Казахстан намерен усилить контроль за реэкспортом товаров в Россию.
По данным Бюро нацстатистики, в 2022 году экспорт из Казахстана в Россию вырос на 25% по сравнению с 2021 годом. При этом власти республики озадачены соблюдением санкционных ограничений.
«До 1 апреля мы должны консолидировать предложения, выработать единую позицию и направить в госорганы как единые видение от Нацпалаты. Если все будет нормально, то на выходе у нас будет нормальное система электронной очереди, пункты пропуска будут пропускать в реальном режиме около 1 тыс. автомобилей по возможности. Нормализовать систему пропуска «Нурлы жол». Проектная мощь там позволяет», — заявил Жаркенов.