В Кремле сейчас с огромным вниманием следят за президентскими выборами в Турции. Сумеет ли Эрдоган удержать власть? Второй тур через пять дней, в ближайшее воскресенье. Многие политологи считают, что в случае победы действующего президента оппозиция не признает итоги выборов, и случится «турецкий майдан».
Фото: Associated Press
Реджепа Эрдогана часто сравнивают с Владимиром Путиным, а Путина с Эрдоганом. В самом деле, там много общего. Оба они авторитарные лидеры. Оба давно у власти, с начала нулевых. Да, Эрдоган в 2003-2014 г.г. был не президентом, а премьером, но и Турция тогда ещё была парламентской республикой. А Путин в 2008 году ненадолго и «понарошку» отдавал власть Медведеву, чтобы соблюсти конституционную норму, запрещающую избираться на пост президента больше двух раз подряд. В 2012 он вернулся в главное кресло.
В 2024 году у Путина опять заканчивается второй срок. Но в Конституцию заблаговременно внесли поправки, и эти сроки «обнулились». Теперь опять можно избираться два раза и править до 2036 года.
Сегодняшняя Турция в значительной степени результат, итог, зримое воплощение неустанных трудов, достижений и провалов Реджепа Эрдогана. Там на всём отпечаток его личности, его стиля. Как и Россия результат достижений и провалов Путина. В скобках замечу: современный Казахстан, ещё в большей степени итог деятельности одного человека. Поэтому моим читателям не надо объяснять, что такое усталость от многолетнего правления «вождя».
Эрдоган как и Путин проводит независимую от США политику. Собственно, это первая причина, по которой Москва так волнуется за турецкие выборы. Соперник Эрдогана обещает резко сменить курс. Пойти на сближение с Западом, оставить в прошлом эрдогановскую многовекторность, в которой Россия была одним из важнейших направлений.
Но есть и вторая причина. Время летит быстро. В марте 2024 года президентские выборы в России. Кремль старается усвоить «уроки турецкого», сделать нужные выводы.
С точки зрения классической политологии (которой на самом деле не существует), у Эрдогана в электоральном смысле положение куда более выигрышное, чем у Путина. Он ни с кем не воюет. Тем более вот так неудачно. Он не рассорился с половиной мира. Наоборот, грамотно извлекает из чужих конфликтов выгоду для своей страны. Однако победить на выборах Эрдогану оказалось очень трудно. А может он ещё и проиграет. У них там политическая конкуренция существует на самом деле, и предвыборная борьба ведётся всерьёз, без игры в поддавки.
Но, правда, существует полу-конспирологическая версия, согласно которой вот такой соперник действующего президента – не слишком харизматичный, пожилой (Эрдогану 68 лет, Кемалю Кылычдароглу 74) появился в результате интриг и секретных договорённостей «режима» с оппозицией. В самом деле: что мешало той самой оппозиции выставить единым кандидатом более яркого политика? Моложавого, красивого, хорошего оратора. Это принесло бы сопернику Эрдогана как минимум несколько лишних процентов, которые с высокой вероятностью стали бы решающими.
И вообще, Турция всё-таки страна с евразийским колоритом. Например, у них в 2016 году случился вполне себе кантар, попытка государственного переворота. Со стрельбой, большим количеством жертв и суровыми приговорами бунтовщикам. Представить такое в Дании или во Франции невозможно. По крайней мере, пока. В России, кстати, последний кантар был давно, тридцать лет назад. А в Казахстане и у турок совсем недавно.
Что касается выборов, в постсоветской Евразии свои традиции. Здесь всегда побеждает действующий президент. Без всяких вторых туров, с гигантским отрывом от так называемых конкурентов. Правда, киргизы немного усложняют общую картину, но к этому все уже привыкли.
В РФ второй тур на президентских выборах был только один раз, в 1996 году. Для молодёжи это седая древность. Но мы, ветераны, хорошо помним ту удивительную историю. Когда не в путинской, а в демократической свободной России 90-х, которую с ностальгией вспоминают сейчас либералы (ну как же, в телевизоре на федеральных каналах запросто критиковали президента, и вообще СМИ были невиданно свободными) – Ельцин из положения «рейтинг шесть процентов» одержал-таки победу.
Это был грандиозный фокус-покус, пиршество циничных политтехнологий. Апофеоз всеобщей продажности. Причём, альтернативой победе действующего президента был не проигрыш и уход Ельцина, а отмена выборов. Ещё в феврале 1996-го (выборы состоятся в июне) хмурые решительные люди во главе с нашим земляком, бывшим директором Карметкомбината по фамилии Сосковец, предложили отменить эти самые выборы к чертям собачьим. Поскольку идёт война в Чечне. Велика вероятность терактов и дестабилизации ситуации. И вообще, коней на переправе не меняют.
Но группа жуликов более тонкой выделки во главе с Чубайсом убедила Ельцина, что можно сохранить власть и без такого грубого дуболомства. Всех, кого надо, купить, а публику-дуру обмануть. И эти люди сдержали слово.
Самой большой проблемой в то время была как раз война в Чечне. Ельцин перед выборами пообещал её остановить. Но как это сделать? Жулики тонкой выделки нашли выход. После победы Ельцина послали на переговоры к чеченцам сговорчивого генерала Лебедя, предварительно подкачав ему боевой брутальный рейтинг. Лебедь сказал своим знаменитым рыкающим басом «хватит, навоевались» и заключил позорный для России Хасавюртский мир. Чеченскую войну потом пришлось перевоёвывать. В 2000 году именно решительное уверенное начало «Второй чеченской» станет трамплином, на котором взлетит в стратосферу российской политики Владимир Путин. Дотоле почти никому не известный.
С тех пор много воды утекло. Больше таких отчаянных ситуаций не возникало. Выборы Путина (как и выборы Назарбаева) раз за разом проходили без проблем, они стали ритуальным, символическим действом с заранее понятным результатом. Недавние выборы Токаева и Мирзиёева, кстати, тоже прошли по привычными евразийским лекалам.
Но чтобы победить в 2024 году, Путину и его команде придётся приложить много усилий. Очень уж неуспешно ведёт российская армия боевые действия на Украине. Слишком глубоким оказался просчёт с оценкой боевого потенциала украинской армии и решимости Запада оказывать военную помощь киевскому режиму. И непонятно, что со всем этим делать.
Некоторое предвыборное оживление в российских коридорах власти уже заметно. Например, Госдума как раз в эти дни решила обсудить предложение о законодательном запрете экзитполов, опросов избирателей на выходе с участков для голосования. Поскольку публикация предполагаемых результатов выборов до их завершения сильно влияет на реальный итог. Формирует у граждан, которые ещё не проголосовали, нужный заказчику наклон мысли. Многие люди, как говорят социологи, предпочитают голосовать за победителя, не хотят оказываться с проигравшими. И если дойдёт до серьёзного соперничества, то экзитполы могут качнуть стрелку в неправильную сторону.
Но это технические вопросы. Они точно не главные. Чтобы выиграть выборы, в Кремле придётся изобретать креативные ходы, использовать нетривиальные приёмы. Возможно, заключать с украинцами временный непочётный мир, используя Пригожина в качестве генерала Лебедя. Или готовить подставного либерального кандидата, условного Кудрина, который поможет повысить явку, наберёт немалое количество голосов – и тем самым сделает выборы убедительными, почти настоящими – но в итоге проиграет Путину.
Нельзя исключать и решения об отмене президентских выборов 2024 года. По той же причине, по какой их едва не отменили в 1996 году: идут боевые действия, нельзя раскачивать лодку и менять Верховного Главнокомандующего на переправе. Думаю, такой крайний вариант ближе к делу будет внимательно рассмотрен. Тем более, что жулики тонкой выделки во главе с Чубайсом, которые в девяносто шестом обеспечили победу Ельцина, теперь за границей.
***
© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.