Александр Четвёртый

«Фактор Вагнера» мог бы сильно повысить политическую капитализацию Лукашенко в постсоветской Евразии

Какой только бред не несут иногда мои коллеги! В январе 2022 года некоторые из них утверждали, что вот-вот начнётся большая российско-украинская война. Представляете? А потом писали, что Специальная военная операция приведёт к масштабным экологическим катастрофам. К подрыву ГЭС, затоплению, превращению в болота и пустыни гигантских территорий, вчера ещё благодатных и густонаселённых.

Затем бредовая действительность догоняла и перегоняла некоторые из этих фантазий. Например, бунт Вагнера и поход героев-штурмовиков на Москву не сумел предсказать никто. Тем более, никому не могло прийти в голову, что мирить вчерашних русских героев с Путиным будет президент Белоруссии.

На таком ярком фоне я тоже позволю себе безответственно порассуждать о некоторых тенденциях и перспективах.

Итак, ровно десять дней назад Александр Григорьевич Лукашенко остановил военный мятеж в России. Как там всё было на самом деле, а как не было, пока до конца не понятно. Возможно, мы не узнаем этого никогда. Политологи и пропагандисты плетут вокруг темы «полу-мятежа» затейливые кружева. Объясняют прямо или намёками, что всё не так просто, как обывателю кажется.

Тем не менее, сам этот факт – великую Россию от грандиозного мордобоя в Подмосковье спас «какой-то Лукашенко», «колхозник», «попрошайка», «господин чык-чырык» – крайне неприятен большому начальству в Кремле. Да, там сдержанно похвалили Батьку, но тут же стали рассказывать, как сами героически готовились к отражению агрессии. Эти рассказы заставили обывателя крепко чесать в затылке. Ещё вчера ему говорили в телевизоре: всё под контролем. А потом – херакс, и бывший путинский друг со своими орёликами уже под Москвой на танках. И если бы не умный взрослый Лукашенко, неизвестно, чем бы у этих драчунов дело кончилось.

Белорусские пропагандисты в это время изо всех сил доказывали, что у Батьки нет тех амбиций, какие ему приписывают. Но «приписывают» многое, и доказывать отсутствие амбиций непросто. Тем более людям, которые знают матчасть. Помнят, что Лукашенко с середины 90-х не раз и не два обозначал свои претензии на то, чтобы стать кем-то более значительным, чем президент маленькой Белоруссии.

Нельзя не вспомнить и грандиозные регулярные шоу, которые Александр Григорьевич ещё пять-семь лет назад устраивал для российской провинциальной прессы. Я вам об этом уже рассказывал. В Белоруссию каждую осень приглашали журналистов со всей России, возили их по образцовым фермам и супер-урожайным полям, по заводам с высокими технологиями, вкусно кормили-поили, размещали в хороших отелях, а потом Лукашенко проводил для них четырёх-пяти часовую пресс-конференцию.

Восхищённые русские корреспондентки из Калуги, Рязани, Орла, Челябинска задавали вопросы «как вам удалось» – и Александр Григорьевич, распушив усы, красиво и подробно объяснял – как. Он говорил, что надо регулярно «снимать стружку» с чиновников. Песочить их и дрючить, заставлять работать для народа. Тогда будет и результат, будет эффективная экономика и социальная справедливость, а не разруха и воровство.

Но по-настоящему бороться с коррупцией можно лишь в том случае, если подаёшь пример собственной скромностью, объяснял российским гостям Лукашенко. У такого президента министры и губернаторы тоже не будут воровать. Не то, что у некоторых. Эти некоторые развели у себя вседозволенность и безответственность. Да и сами погрязли в роскоши…

В эти минуты Александр Григорьевич был глубоко, по-настоящему счастлив. А российские журналисты возвращались домой с ясным понимаем: вот человек, который может навести порядок не только у себя в стране.

Я встречал эти настроения и у российских начальников в регионах. Осторожные, но внятные.

Время от времени Батьку в России принимались мочить. Устраивали ему молочные войны, напоминали россиянам, что Белоруссия живёт за наш счёт и полностью зависит от России. От нашего рынка, от поставок нефти и газа по льготным ценам. Экономит на этом миллиарды долларов. Да ещё перерабатывает льготную российскую нефть и продаёт бензин на границу по рыночным ценам, тоже наваривая на этом миллиарды. Обо всём этом подробно рассказывали российским телезрителям. А потом и вовсе сняли и показали на федеральном канале НТВ четырёхсерийный фильм «Крёстный Батька». Объявили там Лукашенко главой мафиозного клана.

Но и без всей этой контрпропаганды ничего Александру Григорьевичу не светило. Невозможно было представить те обстоятельства, те расклады, при которых люди в Кремле вдруг осознают, что Лукашенко это наилучший выбор для России и отдадут ему власть. Позволят победить на выборах.

В скобках добавлю: даже если бы случилось невероятное, и «довоенные» выборы в России прошли абсолютно свободно, открыто и демократично, Лукашенко на них, скорее всего, проиграл бы Максиму Галкину. Во втором туре.

Года три назад плотно обсуждался вопрос о слиянии России и Белоруссии в единую страну. Однако ничего не вышло. Равноправное соединение государств, масштаб экономки, населения и всего прочего у которых 1:15, было невозможно в принципе. А становиться губернатором ещё одного Краснодарского края в составе России Лукашенко был категорически не согласен. Тем более, что, скорее всего, он не удержался бы и на этой позиции. По сравнению с другими российскими губернаторами Батька отказался бы гораздо более свободолюбивым. А второго Кадырова никому в России не надо. Одного хватает.

Однако история с мятежом многое всколыхнула и оживила. Во-первых, Лукашенко ещё раз показал, что он большой серьёзный политик. Во-вторых, теперь у него вроде бы появился «фактор Вагнера» – воинского соединения, способного за день дойти от западных границ России до Москвы. Было объявлено, что Вагнер или какая-то его часть разместится в Белоруссии. Совершенно не понятно, на каких условиях и с какими задачами.

То есть Вагнер мог стать батькиным джокером.

Люди в российском телевизоре в первые дни после мятежа объясняли: если кому-то и надо опасаться Вагнера, то литовцам, полякам и украинцам. Но потом эти люди на данную тему замолчали. И все ведь помнят, как они нахваливали замечательного Пригожина. Затем он оказался мятежником, и люди в телевизоре вдохновенно принялись его мочить. Поэтому веры им особенной нет.

Или вот, например, телефонный разговор Лукашенко с Назарбаевым. Что за ним стоит? Сразу появились шутки-прибаутки. «Нурсултан, а тебе не нужны сейчас 25 тысяч лучших в мире бойцов? Они у меня пока без дела простаивают».

В чём раньше никогда не был замечен Александр Григорьевич Лукашенко, так это в планах по глубокой интеграции постсоветской Евразии. Да, он метил в президенты России. Мечтал об этом. Может, дальше взялся бы и за интеграцию, но она не была в числе первоочередных задач. А потом – это случилось задолго до мятежа и даже да начала СВО – в речах белорусского президента зазвучала новая нота: Белоруссия часть Евразии, её западный форпост на рубеже с враждебной загнивающей Европой.

В окружении Лукашенко нашлись креативные широко мыслящие люди, которые подсказали ему эту инновацию. Или помогли творчески развить. Точно знаю, что не обошлось без наших земляков. Активнее других в окружении Александра Григорьевича евразийскую тему продвигает Алексей Дзермант, уроженец Талгара. Он хорошо знаком казахстанским читателям.

Причём, у Лукашенко, в отличие от людей в Кремле, есть идея, которая может стать для постсоветской Евразии объединяющей. Это идея социальной справедливости. (Да-да, я помню, как назывался марш Вагнера на Москву). Запрос на справедливость не только в олигархической России, но и, например, в олигархическом Казахстане сейчас огромный. Это ядерное топливо, на котором могла бы загореться над бескрайними просторами звезда Александра Григорьевича Лукашенко. Сделав его президентом нового Союза или даже императором Александром Четвёртым.

Правда, Вагнер до Белоруссии пока не доехал. Герои-штурмовики сейчас в отпусках, в полевых лагерях на территории ЛНР или вообще неизвестно где. А Лукашенко в своей речи по случаю Дня Независимости РБ высказался о перспективах сотрудничества с Вагнером довольно невнятно. Так что может всё ещё и обойдётся.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.