«Слишком много таджиков»

Почему из некоторых российских регионов начали «выдавливать» мигрантов

Одним из «пионеров» этого, прямо скажем, скандального начинания стала Калужская область. Здесь ещё в начале прошлого года запретили иностранным гражданам работать в такси и общепите. То есть как раз в наиболее востребованных у мигрантов сферах, не считая строительства и торговли.

Кроме того, было объявлено, что область выходит из Программы содействия переселению соотечественников. Поскольку в рамках этой удивительной программы в регион массово заезжают совсем не те люди, которых ждали. Ну и вдобавок в профильных местных организациях ужесточили всевозможные проверки и порядок оформления документов для «гостей».

Начались эти движения после того, как в Калужской области произошло несколько резонансных преступлений, совершённых «не местными». Больше всего шума наделала история, когда выяснилось, что в Обнинске компания смуглых четвероклассников (!) приходила в школу с ножами. Эти юные джигиты всех терроризировали, вполне по-взрослому приставали к девочкам и даже угрожали учителям. А родители ничего не могли поделать.

После этого губернатор Калужской области приехал в Обнинск, зашёл в местный миграционный центр и там в коридоре попытался пообщаться с одним из посетителей, только что получившим сертификат, подтверждающий знание русского языка. Но без пяти минут соотечественник не смог связать по-русски и двух слов. Губернатор возмутился, рассказал о впечатлениях общественности, дал соответствующие задания «органам».

Начались тотальные проверки и рейды. В Обнинск поехали журналисты самых разных изданий – и очень по-разному описывали ситуацию. «Прогрессивные» издания, например, «Новая газета», рассказывали о грубых вульгарных сотрудницах местных профильных ведомств. О том, как эти накрашенные дамы хамят приезжим. Относятся к ним как к людям второго сорта. Описывали очереди из терпеливых покорных мигрантов.

Ура-патриотические СМИ, напротив, били в набат, кричали о тотальном засилии понаехавших. «В Обнинске стало слишком много таджиков на душу населения. Они устанавливают на нашей земле свои порядки» и т.д. Были и глубокие честные публикации, попытки разобраться, что на самом деле происходит. Картину они тоже рисовали не радостную.

Наверное, надо объяснить, почему именно Обнинск и Калужская область оказались среди самых привлекательных для мигрантов российских регионов. Это хоть и дальнее, но Подмосковье. В столицу можно доехать на электричке. Но, поскольку регион всё-таки не московский, цены тут сравнительно не высокие, а процедуры оформления разрешительных документов попроще. Кроме того, Калужская область в своё время вошла в число регионов, которые участвуют в реализации Программы содействия переселению соотечественников.

Это, как я уже сказал, удивительная программа. Например, потому, что сверхскромные условия, которые в ней предложены переселенцам и жёсткая «привязка к местности» –  выбирать, куда переехать, разрешается только из включённых в программу регионов, как правило, дальних и депрессивных – не устраивают многих русскоязычных жителей Казахстана или Киргизии. На которых в значительной степени и рассчитана программа. Зато эти условия устраивают жителей таджикских кишлаков. Кстати, Таджикистан единственное государство постсоветской Азии, где официально разрешено двойное гражданство.

Для получения статуса соотечественника с последующим получением гражданства РФ надо сдать экзамен на знание русского языка. То есть для сомнительных кандидатов в россияне вроде бы установлен барьер. Но кто бы мог подумать, что самые ловкие мигранты (или их «опекуны» из диаспоры) «найдут подход» к людям из приёмных комиссий? Протопчут к ним тропинку, а потом и проложат столбовую дорогу для всех земляков.

Такое и в голову никому не могло прийти! Но именно это и произошло.

Потом местные власти вроде бы спохватились. Стали принимать меры. Поймали за руку несколько коррупционеров, начали вводить некоторые ограничения для мигрантов. Не только в Калужской области. Например, лицам без российского гражданства запретили работать таксистами ещё и в Краснодарском крае.

Правда, циничные люди говорят, что это решение пролоббировала тамошняя армянская диаспора. Поскольку такси это в значительной степени бизнес местных армян, которых в Краснодарском крае очень много. Они живут на этой земле уже несколько поколений. Разумеется, имеют российское гражданство. И вот некоторое время назад таджикские, узбекские и киргизские гастарбайтеры стали вытеснять армянских таксистов из прибыльного дела. Поскольку готовы были возить пассажиров гораздо дешевле. Вот, дескать, по этой причине и началась борьба с засилием мигрантов.

Кроме Калужской области и Краснодарского края ограничения по трудоустройству для иностранцев в прошлом году ввели в Томской области и некоторых районах Тюменской. Говорить, что проблем, связанных с мигрантами, там стало меньше, пока рановато. Слишком мало времени прошло. Да и принятые меры, по правде сказать, не самые радикальные и последовательные.

Калужская область и Обнинск тем временем продолжают поставлять федеральным СМИ  новости на мигрантскую тему. Недавно одна местная правозащитница там заявила, что некоторых мигрантов, оформляющих российское гражданство, в Обнинске заставляли подписывать контракт с Министерством обороны и собирались отправлять воевать на Украину.

Губернатор Калужской области публично опроверг эти домыслы. Он объяснил, что новым гражданам России всего лишь разъясняли условия службы по контракту. Рассказывали о больших выплатах и льготах, которые получают контрактники. Но вовсе не заставляли подписывать контракт. Если же кто-то из новых граждан не понял этого, то надо бы разобраться, как он сдавал экзамен на знание русского языка. Может быть за взятку? Такие граждане нам не нужны.

Тема «за российский паспорт заставляют идти на войну» по понятным причинам горячая и скандальная, вокруг неё много слухов. Среди борцов с миграцией действительно есть энтузиасты, которые предлагают принять соответствующий закон. Но пока его нет и нет никаких признаков, что такой закон появится.

Более того. В действующем российском законодательстве нет положения, которое прямо и недвусмысленно предусматривало бы механизм «получаешь паспорт – становись на воинский учёт». На практике эти вещи стараются связать, что вызывает у некоторых новых граждан недовольство и опасения. Но этим гражданам объясняют, что постановка на воинский учёт вовсе не означает, что их отправят на войну. На войну отправляют контрактников. Заключивших добровольный договор с Министерством обороны. А постановка нового гражданина на воинский учёт означает, что его могут призвать на службу «срочником», если подходит возраст.

Да, если будет новая волна мобилизации, то некоторых военнообязанных могут призвать из запаса и отправить на войну. Однако министр Шойгу недавно заявил, что за последние месяцы в России нашлось достаточное количество патриотически настроенных мужчин, подписавших контракт, поэтому новой волны мобилизации не будет.

Такая аргументация успокаивает не всех. Вообще, тема миграции в России в огромной степени политизирована. На ней ловят хайп и делают гешефты самые разные люди. Профильные эксперты, в зависимости от их политической ориентации, места работы и национальности уверенно отстаивают прямо противоположные подходы и концепции. Все эксперты при этом ссылаются на международную практику, которая на самом деле крайне противоречива и позволяет извлечь какие угодно выводы.

Формирование единой государственной политики, которая балансировала бы интересы и выстраивала понятную перспективу, понимание – куда мы движемся в вопросе с миграцией  – до сих пор искажается и тормозится действиями лоббистских структур, продвигающих интересы национальных диаспор и крупного российского бизнеса. В первую очередь строительного, которому сегодня выгоден дешёвый труд бесправных мигрантов, а завтра хоть трава не расти.

В итоге ситуация носит в значительной степени стихийный характер. Когда сильно припекает – принимаются меры. А перестало припекать, опять отпускаем вожжи, и всё идёт, как идёт.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.