Война Миров. Гегемонизм на двоих не делится

Переговоры Си Цзиньпина и Джо Байдена завершились провалом

Председатель КНР Си Цзиньпин на переговорах с президентом США Джо Байденом в Калифорнии играл от обороны. Оно и логично, принимая во внимание военные бюджеты двух держав. Вместе с тем, Поднебесная линию своих интересов удерживала четко и последовательно. Если перевести витиеватости китайских формулировок в плоскость прямолинейности, то Пекин дал понять, что слушать команды из Вашингтона не будет. Белому дому все это категорически не понравилось, а значит вражде быть!  

 

Си Цзиньпин и Джо Байден

Си Цзиньпин и Джо Байден. (Фото: U.S. Department of State|regnum.ru)

 

Китаевед Николай Вавилов накануне американо-китайских переговоров на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) прогнозировал, что не пройдет и нескольких дней, как президент США назовет руководителя КНР «диктатором». Он ошибся – это произошло через несколько часов. Далее эксперт прогнозирует в течение трех-четырех месяцев нечто в духе а-ля сбитый американцами китайский аэростат и новый виток напряженности. Здесь времени для верификации требуется побольше.

Под таким поведением американского политического руководства лежит фундамент американо-китайских экономических, политических, военных, идеологических и много еще каких противоречий, которые делают пространство для маневра у «штатовского» истеблишмента крайне ограниченным.

За текущий год товарооборот США и Китая потерял 13-14% (в разных источниках оценки варьируются). В эту цифру по объему полностью помещается российско-китайская торговля, которая за тот же период времени практически удвоилась.

Из нематериальных примеров ухудшения двусторонних отношений можно выделить то, что количество американских студентов, обучающихся в Поднебесной, за 5 лет сократилось в 50 раз. Определенную роль в этом сыграл ковид, однако когда все медицинские ограничения были сняты, поток не показывает симптомов к восстановлению. Китайские студенты на обучение в США тоже не особо стремятся. При этом число студентов из КНР в Великобритании и Сингапуре растет. Количество авиарейсов между КНР и Штатами сократилось в десятки раз.

Громкий визит Нэнси Пелоси на Тайвань в августе 2022-го разорвал огромную сеть политических, дипломатических и военных контактов между Пекином и Вашингтоном. Даже по линии борьбы с организованной преступностью и изменениями климата сотрудничество прекратилось. Попутно он подстегнул массу тревожных тенденций. Залеты китайский военных самолетов в опознавательную зону ПВО Тайваня исчисляются сотнями, Япония удвоила военный бюджет, впервые за сорок лет американские атомные подводные лодки зашли в южнокорейские базы. Активнее пошли военные контакты между США и Индией, фактически дела идут в направлении формирования военного блока.

Пока американцы удваивают число военных баз на Филиппинах, расширяют военные контакты с Вьетнамом, Поднебесная оказывает просто колоссальную поддержку России в плане СВО. За руку американцы китайцев не поймали в военных поставках для Москвы, поскольку показанные как-то бронеавтомобили являются экспортной моделью китайского ВПК, а значит могли быть куплены через третьи страны. Однако в 1 млн снарядов для российской армии от КНДР благосклонность Пекина присутствует однозначно. Российские волонтеры вывезли из Китая огромное количество беспилотников, которые используются в боевыех действиях, в то время как для Украины смогли приобрести только считанные единицы таких изделий на китайском рынке.

Еще Пекин фактически прекратил экспорт галлия и германия, а это военные металлы, которые используются в сложных изделиях американского и европейского ВПК. Европейские союзники США по НАТО еще в прошлом году жаловались, что хлопковый линт, используемый для изготовления пороха и других взрывчатых веществ, ранее получаемый из КНР за 25-45 дней, был резко переведен китайской стороной на контракты в 6 месяцев поставки. В этом одна из причин, почему Киев свой 1 млн обещанных снарядов от европейцев до конца весны 2024 года получить не сможет.

То, что в прессе называют «микрочиповой войной», по факту является попыткой Белого дома разрушить китайскую микрочиповую промышленность. Столь амбициозной цели американские стратеги не добились, но проблем производителям в Поднебесной создали массу.

Во многом успешно для Вашингтона проходит политика сокращения американских инвестиций в экономику Китая. Белый дом оказывает системное давление на американских инвесторов с целью их ухода из КНР. Свои представительства и филиалы закрыли финансовые группы с активами на многие триллионы долларов. Как результат, впервые за 26 лет в Китае отток иностранных инвестиций.

Каждая недополученная китайской экономикой сотня миллиардов долларов – это не созданные производственные мощности и рабочие места, не сформированные линии жизни и прочая недополученная выгода. Принимая во внимание тот факт, что безработица среди молодежи в КНР растет, инвестиционная блокада явно причиняет проблемы.

Современный Китай – это очень сложный государственный организм. Поначалу после визита Пелоси на Тайвань соратники и единомышленники Си Цзиньпина мощно усилили свое представительство в высших эшелонах государства и Компартии. Однако в последнее время противники жесткого противоборства с США отыграли ряд позиций. Как-то «мутно» оставил позицию руководителя МИД Цинь Ган, сторонник силового воссоединения с Тайванем. Покинул пост министра обороны Ли Шанфу, давно находившийся под американскими персональными санкциями.

Обстоятельства сложились в такую конфигурацию, что Си Цзиньпин как ответственный государственный деятель был вынужден посетить США с целью ослабить общий накал конфронтации. Однако американская сторона никаких признаков «поделиться» гегемонизмом не продемонстрировала. Наоборот, была прокручена заезженная пластинка про «свободный мир», необходимость слушать Дяду Сэма, потому что он культурный и нравственный, печется о всем хорошем на свете, даже о том, что другие игроки хорошим не считают.

За последний год перед встречей Си Цзиньпина и Джо Байдена между Пекином и Вашингтоном было разорвано и свернуто так много всего, что на почве низкой базы теперь можно наблюдать положительные подвижки. Например, восстановлена прямая горячая линия между НОАК и Пентагоном. Стороны внятно проговорили, что не хотели бы из-за Тайваня ввязываться в прямой вооруженный конфликт, а если вдруг до него дойдет, то нужно обойтись без обмена термоядерными ударами.

Белый дом не пошел ни на одну уступку КНР в регионе Восточной Азии, что лежит в сфере жизненно важных интересов Пекина. При этом нужно помнить, что со времени провозглашения инициативы «Один пояс, один путь» Поднебесная окончательно оформилась в глобальную державу, а значит ей есть дело до всего в мире. Последние выборы в Аргентине, где к власти пришел проамериканский политик Хавьер Милей, например, для Казахстана не имеют практически никакого значения. Разве что в качестве примера того, до чего доводит затяжной социально-экономический кризис, в результате которого обнищавший избиратель верит в любой популизм. Для России это уже досадная неприятность, поскольку новый аргентинский лидер обещал отозвать заявку Буэнос-Айреса на вступление в БРИКС. В вот для Китая это полноценный удар на геополитической глобальной доске, где он ведет партию с США.

Потому что у Аргентины в настоящее время товарооборот с КНР больше, чем со Штатами. Буэнос-Айрес недавно выплатил обязательства перед МВФ в юанях, чем произвел мощный резонанс на международной арене. А теперь здесь первым лицом государства стал человек, заявляющий о намерении ликвидировать национальную аргентинскую валюту и перейти на американские доллары. К тому же Милей поддерживает дискурс о том, будто мировая борьбе сегодня ведется между демократиями и автократиями, где центральными игроками подразумеваются США и Китай.

Или взять кейс с Пакистаном. «Фронт освобождения Белуджистана» и «Армия освобождения Белуджистана» решили создать объединенную группировку с целью борьбы с Исламабадом за независимость Белуджистана. Формально это как бы внутренние проблемы Пакистана, но по факту касаются порта Гвадар, который играет крайне важную роль при транспортировке ближневосточной нефти в Китай. А еще есть Мьянма и вообще масса точек и мест на планете, до которых у Пекина есть дело. Совсем недавно с такой характеристикой был только Вашингтон.

Из-за того, что главные державы полюбовно договориться о разделе планеты не могут, процесс будет происходить в конфликтном ключе. Казахстану стоит приготовиться к тому, что борьба Китая и США будет носить вязкий характер, где Астане наряду с геополитическим шпагатом между Москвой и коллективным Западом придется осваивать и американо-китайскую растяжку.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.