Издание MICEtimes.asia опубликовало статью под названием «Why Kazakhstan is calling NATO to the Caspian sea»- «Почему Казахстан зовет НАТО на Каспий».
В предисловии к ней говорится так: «На днях Казахстан и США утвердили очередной пятилетний план военного сотрудничества на 2018−2022 годы. Соответствующий документ был подписан в Вашингтоне во время двусторонних американо-казахстанских консультаций по вопросам обороны.
Министерство обороны РК также сообщает, что в ходе этой поездки за океан военная делегация Казахстана проводила встречи с представителями Министерства обороны США, Бюро Национальной гвардии, Армии США и Национального университета обороны США. Военную делегацию Казахстана возглавлял заместитель министра обороны РК, генерал-лейтенант Талгат Мухтаров».
Далее уже в самой статье излагается следующее: «В ходе реализации предыдущих аналогичных программ при содействии американской стороны в Казахстане было сформировано миротворческое подразделение «Казбриг». Оно проходило оценку НАТО на совместимость, ведется работа по его сертификации экспертами ООН.
Что касается деталей подписанного недавно документа, они не разглашаются. Однако, как передает сайт газеты «Правда», источники, близкие к двусторонним переговорам, поведали следующее: речь идет о программе США по подготовке квалифицированных кадров для армии Казахстана.
Кроме того, страна, считающаяся союзницей России, заинтересована в создании собственного военно-морского флота на Каспии. И в этом, как полагает обозреватель газеты «Правда» Айдын Мехтиев, американцы окажут Астане помощь. Более того, нельзя исключать возможности создания военно-морской базы США на Каспии в будущем.
Насколько реалистичен такой сценарий?
«До тех пор, пока Казахстан остается членом ОДКБ, никакая, даже чисто символическая военно-морская база на Каспийском море появиться не может, — утверждает обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин. — Каспийское море — это замкнутое море, поэтому присутствие американских военных может вызвать жесткие возражения не только России, но и других стран — Ирана, Азербайджана, Туркмении. Каспийское море, по сути, уже поделено на сектора, хотя пока у Ирана на этот счет имеются возражения. Натовские или американские корабли никак не могут там появиться без согласия России по той причине, что попасть им туда можно только через Волго-Донской канал. А по воздуху боевой корабль не перебросишь. То, что Казахстан сотрудничает с Соединенными Штатами в военно-технических вопросах — это его собственное суверенное право до тех пор, пока это не вредит договору о коллективной безопасности».
Все это хорошо, но остается тут без ответа такой жизненно важный вопрос: насколько Казахстан серьезен в качестве ближайшего военно-политического союзника и экономического партнера России?! И он в последнее время приобретает все большую и большую актуальность.
Вот, к примеру, в октябре прошлого года на сайте казахстанской газеты «Караван» появился материал под названием «Пентагон начал биологическую войну против России с с казахстанской лаборатории – СМИ», в котором приводилась такая информация: «Россияне считают, что алматинская референс-лаборатория — фронт биологической войны США против России. Об этом сообщает медиа-портал Caravan.kz со ссылкой на агентство «Новороссия»… По словам журналистов, американские биологические лаборатории в настоящее время строятся повсеместно вокруг России – они уже есть в Украине и Грузии… Журналисты отмечают обеспокоенность и строительством новой лаборатории в Казахстане. Россияне недовольны строительством новой референс-лаборатории в Алматы». Тут в первую очередь бросается в глаза то, что вызывающие беспокойство, а то и недовольство россиян американские биологические лаборатории появляются не только в таких очень недружественных России постсоветских республиках, как Украина и Грузия, но и также в такой очень дружественной ей стране, как Казахстан. А вот, скажем, в Азербайджане, который не входит ни в ОДКБ, ни в Евразийский экономический союз и не столь близок к Российской Федерации, такой раздражающей Москву лаборатории нет.
А вот другой подобный случай. 10 мая 2017 года на Кипре состоялось заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Накануне российская сторона сообщила о неправомерности ограничения вложений денег в новые проекты в РФ (заморожены с июля 2014 года на фоне действия санкций ЕС) и подготовила проект резолюции, которой такое решение признавалось не соответствующим учредительскому соглашению ЕБРР. Поддержку России при голосовании по этому вопросу оказали ее союзники по ОДКБ и партнеры по ЕАЭС — Белоруссия, Армения, Кыргызстан, а также Монголия, И еще «большое количество стран воздержалось от голосования», при этом Азербайджан и Узбекистан сделали это публично, засвидетельствовал один из участников заседания. Казахстана ни среди первых, ни среди вторых не оказалось.
Кризис во взаимоотношениях России и Запада усугубляется. И неизвестно, чем он может в дальнейшем обернуться. Ясно, по меньшей мере, одно: ни одной постсоветской стране не удастся остаться в стороне от этого противостояния. Уже не удается. Нужно делать выбор. А это самое трудное. И вот почему. С Россией у Казахстана договор о вечной дружбе и наиболее тесная политическая интеграция в общие двусторонние и многосторонние межгосударственные структуры. К тому же его и Россию связывает самая протяженная в мире межгосударственная граница. Казахстан для России – это все равно что Канада для США. Но у канадцев дилеммы «американцы или еще кто-то» не было, нет и не предвидится. А для казахов дилемма «россияне или еще кто-то» приобретает, похоже, все более острую форму.
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.