В СЦСИ-Алматы состоится вернисаж выставки “Фемихат”

Фемихат – слово-понятие, производное от “феминизм”…

10 апреля 2007 года, в 18.30 в Центре Современного искусства Сороса состоится вернисаж выставки “Фемихат”, в которой участвуют Алмагуль Менлибаева, Оксана Шаталова, Наталья Дю, Ирина Масликова, Саид Атабеков, Андрей и Иван Пилипенко, Ербосын Мельдибеков.

Концепция выставки и ее воплощение принадлежат молодому куратору Дастану Кожахметову, которому удалось, с помощью работ художников, воплотить в жизнь свою, а не их идею. Участники выставки относятся к феминизму и социологии по-разному или даже не относятся никак. Дастан же имеет свой, довольно радикальный взгляд на проблему. СЦСИ никогда не пытался обезопасить себя формулой “не всегда разделенной точки зрения”. Да и сейчас не будет, поскольку убежден в том, что не только художники, но и кураторы должны быть разными.

Слово автору концепции. “Фемихат – слово-понятие, производное от феминизм – общественно-политическое движение, глобалистское по сути и содержанию, целью которого является предоставление женщинам еще больших гражданских и политических прав, и матриархат – древнейшая, примитивная форма социального устройства, в которой все сферы власти принадлежат женщинам. Cлово “Фемихат”, кроме того, прекрасно рифмуется с “маслихат”, “каганат”, “халифат”.

Фемихат – характерное явление для обществ, переживших травму военного поражения, когда женщины быстрее оправляются от апокалипсического шока и еще шустрее приспосабливаются к новым биоценозным условиям, в то время как смертность недобитых мужчин значительно повышается. В такие исторические периоды женщины оказываются в высших эшелонах власти (чуть не написал – эшафотах, — оговорка по Фрейду), пользуются огромным влиянием: руководят мощными финансовыми институтами, контролируют СМИ, владеют строительными компаниями. Вместе с тем это, как правило, жены, любовницы, дочери влиятельнейших лиц государства.

На нашей выставке нет таких дам. Никто из участниц не состоит в кровном родстве или сексуальных отношениях не только с представителями власти, но даже с автором этих строк, то же касается и мужской части художественного коллектива выставки.

Наши дамы красивы, талантливы, романтичны. Они пишут любовные стихотворения на туалетной бумаге, кропотливо выбивая клавишами печатной машинки “Лирику Ж” (И.Масликова). Они антигламурно изучают “Лицевую аэробику”, чтобы быть еще красивее (О.Шаталова). Они делают искусство из своего “Развода”, демонстрируя готовность откровенно говорить на самые трудные темы (Н.Дю).

Мужчины таких женщин любят. На стихотворения они отвечают “Стихами белыми и черными”, написанными менструальной кровью на гигиенических прокладках (А. и И.Пилипенко). Они помнят древнюю азиатскую мудрость, гласящую: “У женщины нет врагов, у женщины есть врагини”. Они портретируют Ксению Собчак (как собирательный образ многочисленных постсоветских принцесс), шоколадом, имитирующем фекалии, на туалетной бумаге в антигламурном “Красном октябре, или блондинке в шоколаде” (Е.Мельдибеков). Они сочувственно фиксируют свадебный ритуал “Беташар”, древнюю женскую инициацию, придуманную веселыми мужчинами (С.Атабеков). Экспозиция начинается с фото беременной женщины, живот которой испещрен тамгалинским археологическим палимпсестами, нанесенными молотком и зубилом. Следующая часть диптиха – архетипический образ мадонны, настаивает на соответствии младенца “генетическому коду” посредством орнаментальной татуировки (А. и И.Пилипенко). Заканчивается экспозиция “Разводом” Н.Дю”.

Выставка продлится до 27 апреля

***

СЦСИ-Алматы: ул. Тулебаева 171 (выше ул.Шевченко), тел.: (3272) 67-07-64, 58-13-67