“Коммерсантъ” пишет, что меморандум о расширении КТК, утвержденный профильными министрами России и Казахстана в начале мая, не был одобрен советом директоров консорциума из-за несогласия его иностранных акционеров с некоторыми условиями меморандума. “Теперь в случае внесения в него изменений его придется согласовывать уже с новым Минэнерго и новым главой министерства Сергеем Шматко, что затянет процесс надолго. И уж точно акционеры КТК не успеют договориться к стартующему в четверг визиту в Казахстан президента России Дмитрия Медведева”.
Ъ отмечает, что 22 мая начинается двухдневный визит в Казахстан президента РФ Дмитрия Медведева. “Среди сопровождающих его лиц есть и новый глава Минэнерго Сергей Шматко, который, впрочем, пока не так далеко продвинулся в создании нового министерства. Вопрос КТК, который в рамках подготовки визита господина Медведева решал господин Христенко, предполагалось сделать одним из основных — скорее всего, после вчерашнего совета директоров КТК причислить его к списку достижений президента пока не удастся”.
“Независимая газета” замечает, что большая восточная политика нового российского президента начинается в Казахстане и Китае. “Подтверждая сложившиеся при Владимире Путине внешнеполитические приоритеты России, тем не менее, первый зарубежный визит Дмитрия Медведева имеет и специфику.
Президент дает понять, что в азиатской части СНГ и Китае Россия видит свои ключевые интересы и задачи. Визит в Германию запланирован на начало июня, после китайской поездки. Несмотря на мягкий, интеллигентный стиль общения, остается открытым вопрос, будет ли Дмитрий Медведев в будущем пользоваться и жесткой \»мюнхенской риторикой\» в диалоге с Западом.
Выделение Казахстана в приоритетную группу связано как с объективными, так и субъективными факторами. К первым относится самый большой в Центральной Азии объем российской торговли с Казахстаном (18 млрд. долл.), заметные экономические успехи республики, ее активная внешняя политика, наличие ряда перспективных энергетических проектов. Субъективные, психологические моменты связаны с проблемой восприятия молодого российского президента центральноазиатскими лидерами, особенно много повидавшими на своем веку Нурсултаном Назарбаевым и Исламом Каримовым. Установлению личных, неформальных отношений в Центральной Азии придают огромное значение. От этого во многом зависит успех всего курса. В Астане Дмитрию Медведеву потребуются усилия, чтобы найти оптимальную тональность в общении, пройти некий тест на совместимость с казахстанским президентом. Именно поэтому вряд ли в переговорах будут фигурировать острые вопросы типа решения Казахстана о подключении к энергетическому проекту Баку-Тбилиси-Джейхан или отказа Астаны поддержать Москву и выйти из режима санкций в отношении Абхазии. Речь пойдет о перспективах сотрудничества в космической, атомной и торгово-экономической сферах. Не исключено подписание соглашения о создании транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Важным итогом переговоров также станет констатация необходимости дальнейшего сотрудничества двух стран в рамках ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС, СНГ, СВМДА, взаимодействие в ООН и других международных организаций”.
“Время новостей” отмечает, что завершившийся вчера двухдневный визит в Баку президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова стал одним из наиболее выразительных свидетельств смены политического курса официального Ашхабада после кончины бывшего туркменского диктатора Сапармурата Ниязова. Ведь именно отношения с Азербайджаном, отделенным от Туркмении Каспийским морем, складывались из рук вон плохо.
“В конце прошлого века Азербайджан объявил о своих правах на освоение нефтяного месторождения \»Кяпаз\» в центре Каспия, претензии на которое объявил также и Ашхабад. В пику соседу там его даже назвали по-своему, чуть ли не самым главным в ниязовской Туркмении словом \»сердар\» (вождь). Спор между Баку и Ашхабадом из-за права собственности на каспийские недра, наравне с особенной позицией Ирана, стал одним из главных препятствий на пути выработки нового юридического статуса Каспия. В апреле 2002 года в Ашхабаде во время первого каспийского саммита пяти прибрежных государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркмения) Туркменбаши публично обвинил покойного ныне президента Азербайджана Гейдара Алиева в том, что из-за позиции Баку \»на Каспии запахло кровью\». Затем прекратились дипломатические отношения между соседями, было закрыто туркменское посольство в Баку, отозван азербайджанский посол из Ашхабада.
Все изменилось со сменой поколений политического руководства в Азербайджане и Туркмении. Гейдара Алиева сменил сын Ильхам, а Ниязова — Бердымухамедов. Между восточным и западным берегами Каспия оживился диалог, начались обмены делегациями, возобновилась работа посольств. В преддверии визита Бердымухамедова Азербайджан погасил даже свой долг в размере 44,8 млн долларов”.
“Военно-промышленный курьер” пишет, что Ашхабад намерен активизировать свои военные и военно-политические контакты с НАТО. “Такой вывод напрашивается после недавнего визита в Туркмению специального представителя генерального секретаря НАТО по странам Центральной Азии и Кавказа Роберта Симмонса. Чиновник из Североатлантического альянса встретился с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедовым, побывал во внешнедипломатическом ведомстве и Министерстве обороны страны. Как сообщает Государственное информационное агентство Туркменистана (TDH), в ходе состоявшихся бесед стороны обсудили вопросы сотрудничества в рамках программы НАТО \»Партнерство ради мира\», наиболее актуальные задачи по укреплению стабильности в регионе, а также возможности эффективного взаимодействия в ликвидации угрозы или последствий чрезвычайных ситуаций, в частности природных катаклизмов”.
“Интерес НАТО к Туркмении тоже не случаен. Эта страна интересует Североатлантический альянс как крупный поставщик энергоресурсов в Европу. И НАТО намерен гарантировать Туркмении энергетическую безопасность при транспортировке нефти и газа. Опыт в этом направлении имеется. Как заметил Роберт Симмонс, \»НАТО уже 40 лет занимается проблемой энергетической безопасности, в его структуре существует Агентство по нефтепроводам и газопроводам\». \»Самый крупный риск энергетики — угроза терроризма\», — отметил Симмонс в разговоре с туркменским президентом”.
“Независимая газета” пишет: “Провалом назвали эксперты результаты инициативы киргизских властей легализовать теневую экономику. В начале года государство предложило гражданам амнистировать денежные средства, движимое и недвижимое имущество, отдав государству при этом 5% легализуемого объема. Ожидалось, что будет легализовано имущество на сумму в 160-250 млн. долл., но в итоге получилась цифра 0,00. В то же время руководитель финансовой разведки республики заявил, что в стране отмывают деньги преступники, в том числе и \»Аль-Каида\»”.
В ближайшее время, по утверждению министра финансов Акылбека Жапарова, должна будет заработать очередная программа легализации теневой экономики: \»Белая\» она или \»серая\» — какая разница!? Это наша экономика, и она должна работать на нас\».
“Труд” обратился к теме мигрантов. “Привычными персонажами московских дворов стали азиаты в фирменных оранжевых жилетах, метущие улицы или таскающие \»мусоровозы\» — тележки с коробкой из-под телевизора. Их подруги в это время моют подъезды и разгребают мусоропроводы. Жизнь в норах, рэкет, болезни: Но при этом мигранты — многомиллионный бизнес.
В Москве никого уже не удивляют сообщения дачников на форумах, сдающих и берущих в аренду \»таджиков\». Так в Москве теперь называют всех мигрантов из Центральной Азии, не разбираясь в национальных различиях”.
В первую очередь автор материала хотел проверить легенду о том, что мигранты живут в подвалах и чуть ли не в норах. “Это не легенда, это правда. Под Москвой находится целый нелегальный город. Дворники-мигранты должны жить в бесплатных общежитиях, которые специально для них есть в каждом районе города, но обычно их места сдают за деньги коммерсантам. А дворникам сразу говорят: хочешь работать — живи в подвале. В лучшем случае им дадут одну квартиру на всех. Я знаю адреса, где в двухкомнатные квартиры селят по 25 человек”.
“Комсомольская правда”. “В прошлом году больше 300 тысяч мигрантов, которые приехали в Москву и на которых мы рассчитывали, официально не устроились на работу, нигде не появились, — резко заявил на вчерашнем заседании столичного правительства первый зам. мэра Владимир РЕСИН. — Где они?! А?! Это, конечно, страшная вещь! Даже критичная. Чем они занимаются? Кто знает? Поэтому нам нужно это дело в корне прекратить. Мы должны заранее знать, кого мы привезли и куда они пошли…
Почти два часа столичное правительство обсуждало вчера новую городскую миграционную программу, рассчитанную на три года. А суть ее вот в чем.
— Мы предлагаем создать систему, когда работодатель должен получать разрешение, если захочет нанять иностранного работника, — заявил председатель Комитета межрегиональных связей и нацполитики Москвы Алексей АЛЕКСАНДРОВ. — Причем это должно быть платное разрешение. Чем выше квалификация мигранта, тем меньше придется платить. И наоборот.
“Вдобавок для нанятых по новой схеме мигрантов создадут Московское единое миграционное окно (МЕМО). Суть идеи в том, что МЕМО должно заметно облегчить гастарбайтеру жизнь. То есть не только поставить его на учет, но и присвоить ему персональный номер, устроить его на работу и даже поселить в гостинице”.
***
При составлении обзора использованы материалы дайджеста \»Центральноазиатские новости\» от ИА \»Фергана.Ру\»