Обзор аналитических итоговых программ телевидения

“Хабар — Жетi кyн”


  1. Саммит глав государств СНГ. Вначале было заявлено, что В.Путин – автократ, в отличие от демократа Е.Примакова. Далее прозвучала критика в адрес “фактически бездействующего” СНГ. Подчеркивалось, что именно Н.Назарбаев – главная фигура в СНГ. Затем последовала попытка “объективно” доказать, почему выбрали автократа Путина, а не демократа Назарбаева, который и предложил антитеррористическую программу. Всячески подчеркивалось, что Россия препятствует экономической интеграции, а президент Назарбаев провел в Москве очень много важных встреч. Усиление роли России объясняется внешней угрозой – терроризмом, экстремизмом и т.п. На примере Косово показывается значимость внешней угрозы. Последовательно проводится мысль: мы уступили России, но только в связи с внешней угрозой. Неудачное “отбеливание” Президента. Но что делать — положение канала обязывает.


  2. Прощание с Маратом Оспановым. Изложена история политической карьеры. Сделана позитивная оценка роли Марата Оспанова как политика. Сюжет построен на архивных материалах, где приведены высказывания самого М.Оспанова. Но подчеркивалось, что он никогда не претендовал на роль президента республики. Очевидно, чтобы не подумали, что ушел из жизни достойный и сильный претендент на роль президента.


  3. Вокруг Виталия Метте. Информационный повод – ряд публикаций в “НП”, носящих обвинительный характер по отношению к В.Метте. Далее, с привлечением депутатов парламента, и не только их, следует обсуждение вопроса о виновности г-на Метте. Речь идет о “финансовых махинациях” на Ульбинском металлургическом заводе, где производится ядерное топливо. Рассказывается о крайне тяжелом положении на УМЗ. Приводятся достаточно убедительные данные о махинациях. Метте обвиняет в непоследовательности, из-за которой и произошли все беды с УМЗ, Акежана Кажегельдина (хороший ход). Однако обвинения все же звучат в адрес Метте. Кроме того, якобы угрозы поступают тем депутатам, которые занимаются “делом Метте”. Очевидно, что кто-то усиленно добивается освобождения должности акима Восточно-Казахстанской области.


  4. Скандал вокруг разреза “Богатырь”. Мэр Экибастуза заявил о своих претензиях к компании “Богатырь Аксесс Комир”, которая с помощью правительственного постановления оставила практически без средств бюджет города. Этой компании будут возвращены выплаченные ранее платежи в бюджет в виде арендной платы за землепользование. Правительственным постановлением снижены ставки налога конкретно для этой компании. Это еще один “камень в огород” правительства.


  5. В Москве прошел Кубок стран Содружества по футболу. Путин, несмотря на занятость, нашел время встретиться с президентом ФИФА, который прибыл в Москву не с пустыми руками. Его программа, направленная на развитие футбола, предполагает финансирование проекта стоимостью 200 млн. долларов. Хорошо бы и Казахстану взять свое от этого “пирога”.

“КТК – Портрет недели”


Всего три сюжета. Основная мишень – бельгийская компания. Общее впечатление – предчувствие крупного передела собственности. В передаче участвует “общественный деятель Олег Рубец”. Неудачная находка. Говорит банальные вещи: “хороший инвестор – это хорошо, а плохого инвестора гнать надо из Казахстана”.


  1. “Бельгийцы”. “Трактебель” подал в международный суд на Казахстан за невыполнение последним договорных обязательств. Опять критика контракта, в котором учтены только интересы инвестора. Как бы в противовес этому показывается, как коммунисты устроили свой общественный суд над компанией и признали контракт незаконным. Ими выдвинуто обращение к президенту с требованием национализации энергетического комплекса, а также с требованием наказать “авторов” контракта. Опять разговоры о крупной взятке. Показаны отрывки из выступлений С.Куттыкадама и А.Косанова. Последний пытается оправдать А.Кажегельдина, объясняя происходящее новым переделом собственности. Олег Рубец в своих высказываниях осторожен, говорит, что нужны доказательства взятки, упомянул приватизацию Павлодарского алюминиевого завода. Опять поднимается вопрос — кто же стоял за этими контрактами? Как всегда, ответа не последовало. Приведены мнения “простых людей” (опрос на улице), из чего следует, что иностранные инвесторы нам не нужны. Очевидно лоббирование нового передела собственности в пользу отечественного инвестора. Подчеркивается роль СМИ в “наведении порядка”, особенно КТК. Цель очевидна – готовится общественное мнение в пользу прихода нового хозяина энергетического комплекса Алматы.


  2. Митинг 30 января т.г. на площади Республики. Митинг организован пенсионерами совместно с Форумом демократических сил. Подчеркивается грубая работа правоохранительных органов. На митинге выдвинуты политические требования (“Не верим чиновникам!”), выражено недоверие городскому акиму и парламенту. Опять упоминается “Трактебель”, но теперь уже устами пенсионеров. Депутаты парламента названы бездельниками. Этот сюжет, удачно используя новый информационный повод, закрепляет и усиливает результат, достигнутый в предыдущем сюжете.


  3. Саммит глав государств СНГ. Вначале выражено удивление – почему В.Путин, являясь и.о. президента, избран главой СНГ и будет “командовать” “законно избранными” президентами. То есть как это выбрали “еще не президента”, когда столько готовеньких “уже президентов”. Далее перечисляются все заслуги Н.Назарбаева, который единственный способствовал интеграции и являлся “неформальным лидером СНГ”. Почему же тогда Путин, а не Назарбаев? Прозвучала странная критика России, которая печется только о своих интересах. Немного нагнетается страх перед новой “имперской Россией”. Далее выражается большая обида за нашего президента. Словами Н.Масанова озвучивается возможный метод борьбы с Россией – налаживание контактов с Китаем. Цель сюжета – создать общественное мнение о том, что Россия начнет реализацию своих имперских амбиций по отношению к “демократическому” Казахстану (уже есть прецедент – “невыборы” главой СНГ нашего главного интегратора-президента). Но у нас есть выход – это налаживание контактов с Китаем.

“31 канал – Неделя”


  1. Дело о продаже МиГов. Обвиняемый по этому делу Б.Ертаев изменил свою позицию. Если раньше он говорил о неком давлении на него, призывал к ответу министра обороны, то теперь он полностью доверяет суду, считает, что правда восторжествует, потому что он живет в правовом государстве и никакого давления на себя не испытывает. Объясняет изменение своей позиции нервным расстройством. Кроме того, он отказался от поддержки “афганцев”. Ненавязчиво, подтекстом проводится мысль о сильнейшем давлении на генерала. Далее предполагается зрительское домысливание.

  2. Митинг 30 января т.г на площади Республики. Хроника митинга. Хороший, впечатляющий видеоряд. Отмечен низкий профессионализм полиции (“шныряли люди в штатском”). Закончилось вопросом снова о бельгийской компании – кому после нее отдадут энергетический комплекс. С.Куттыкадам предположил, что все это (стоимостью около 1 млрд. долларов) достанется людям из самой верхушки власти.


  3. Студия: Савостина и местный антимонопольщик. Разговор о тарифах. Оба говорят на разных языках: Савостина – на “советско-пенсионерском”, антимонопольщик – на “антимонопольном”. Так что диалога не получилось. Хотя в нужных местах там, где это выгодно, Ирина Алексеевна вдруг очень быстро и точно переходила на язык своего собеседника-антимонопольщика. В общем, обычный “коммунальный” разговор. В конечном счете вопрос ставится так – снизятся ли тарифы после ухода бельгийцев? Вопрос ухода последних считается как бы решенным.


  4. Казахи в Турции (курды). Двух казахстанцев осудили в Турции по обвинению в террористической деятельности. Запутанная история… Всплывает и Курдская рабочая партия. Много вопросов без ответов. “Наезд” на МИД – не сообщили о случившемся родственникам осужденных.


  5. ТРИАДА – легендарная китайская мафия. Ожидается передел сфер влияния в криминальном мире. Местным (нашим) придется потесниться. Излагается туманная и где-то героическая и легендарная история появления Триады. Слышится некое сожаление по поводу слабости собственных криминальных деятелей.


  6. Опять студия. Савостина: “Пусть не снижают тарифы, но энергетический комплекс должен принадлежать казахстанцам”. Чувствуется сильное влияние Храпунова.