Точка отсчета

Открытое письмо писателя Владлена Берденникова исполняющему обязанности президента России Владимиру Путину и неправительственной российской интеллигенции

Познакомился с вашей программной статьей «Россия на рубеже тысячелетий», и, хотя не люблю общаться с политиками (слишком тварное явление политика, и, видимо, в ближайших столетиях оно отомрет), вы мне кажетесь (не ошибиться бы в очередной раз) человеком, действительно озабоченным судьбой россиян, к тому же чрезвычайно работоспособным и не тратящим эту работоспособность на посторонние занятия, а потому и предпринимаю попытку помочь разобраться в некоторых весьма не простых вопросах управления массами, о чем вы, на мой взгляд, слишком робко и неуверенно говорите в своей статье.

Будущее нашей с вами Родины зависит от поколения, которое вы представляете. Это так. Но чтобы управлять такой необычной страной, нужно не копиистикой заниматься, а твердо знать, чего требует Душа России, и подчиняться этим требованиям. И в этом смысле обнадеживает, что вы, Владимир Владимирович, по-моему, первым из новых политиков всерьез заговорили об идеологии, хотя испугались понятия «государственная идеология».

А между тем человек, даже если он — атеист, живет лишь тогда, когда в нем горит огонек хотения деятельности (Вл. Соловьев), когда возбуждена любовь к делу, то есть когда работает религиозное (духовное) сознание, а иными словами, когда человек идеологизирован направлен на осуществление его собственных и одновременно Божественных идеалов. Если человек представитель нации, а наций на свете не так много, как о том пишут и говорят, он снабжен сознанием религиозно-философским, что означает — соединен с Богом обратной связью, обеспечен прочнейшим самостоянием, чем кардинально отличается от человека — носителя исключительно религиозного сознания. Религиозных сознаний столько же, сколько религий и сект. Они неравнозначны, как неравнозначен в них бог. Если в религиозном сознании бог зол, если он отделен от человека, озабочен лишь наказанием этого человека и требует беспрекословного подчинения себе, то с таким богом ничего, кроме тварного общества, где человек человеку — враг, соорудить нельзя. Взгляните на страны, в религиозном сознании народов которых бог зол, — хотя бы на не вошедшую в российское сознание Чечню, — и вы убедитесь, что я прав. Для понимания людьми, что Бог — это Любовь, что Он Добр и живет не только в Космосе, но рядом с человеком и в человеке, то есть для того, чтобы показать столбовую дорогу развития человечества, и посылался на землю Спаситель, а россияне, пусть не покажется это спесью, правильнее других народов восприняли Его Учение.

Из духовности нации, а в России — нация, и значит, духовность, едина у всех этнических групп, вне зависимости от разницы религиозных сознаний, так как эти сознания покрыты единой ноосферой (Вернадский), вырастает личностная духовность. Но только в нации личностная духовность полностью сливается с духовностью общественной, причем накопленной веками, что и создает ноосферу, которая может лишь перерабатывать чужой опыт, приводить его в соответствие с собственным пониманием ценностей, но ни в коем случае не копировать его. Вот почему демократические ценности, так упорно навязываемые нам США и Европой, уже и сейчас воспринимаются думающими людьми с сомнением, а вскоре будут попросту отторгнуты.

Для вас, конечно же, не секрет, что демократии, в глубинном значении этого слова, на Западе никогда не было и не будет. И памятуя, что понятие это вообще достаточно условно, скажем, что существует несколько моделей демократических взаимоотношений, вне зависимости от того, называются ли они именно демократическими. Это западная модель, японская, израильская или чисто российская. И характеризуется она у нас не западным плюралистическим индивидуализмом, построенным на древнегреческом человекобожии (что есть фактическое безбожие), и не патернализмом, как пишете вы, а взаимопатернализмом, основанным на прямо идущем от Христа и потому не католическом и не византийском, но, как это странно не прозвучит, на своем, российском, христианстве. Строитель русской нации Сергий Радонежский (в сотрудничестве со Стефаном Пермским и патриархом Алексием), возвращая на Русь порушенную было некровную семейственность, почти уничтожил привнесенное монголами номадическое сознание (читай: воровское), какое как раз и наблюдается в Чечне, внедрил вместо него взаимопатернализм, который только и может возникнуть при некровной семейственности, и всеобщее служение Отечеству. Номадическое сознание, а оно с человечеством еще со времен Древнего Египта, частично возродилось у нас при первых Романовых, когда высшее боярство, уродливо подражая западной Реформации, взялось, скажем мягко, за перераспределение капитала. Ответом на взаимодворянский грабеж было появление массового русского казачества — воровских шаек, или тех же номадов. Именно взаимопатернализм и всеобщее служение Отечеству, а не отдельным семейкам, пришлось возвращать на Русь Петру Великому, дабы она не превратилась в лакомую добычу других народов. Не подражанием Западу занимался Петр, как у нас принято думать, а заимствованием цивилизационных достижений. И только. Тому доказательство два указа о создании прозападного гражданского общества, написанные государем и оставленные под сукном. Он вовремя понял, что не российский это путь, и мечтал о том времени, когда к Европе «можно будет повернуться задом», чтобы это она следовала в нашем фарватере. Не от дурости такие мысли, а от огромного ума.

О взаимопатернализме и всеобщем служении немало писал Пушкин, лучше других понимавший Петра, а значит, и Россию. Посмотрите хотя бы на взаимоотношения Савельича и Петруши Гринева. Вас не удивляет, что мусью «прогнали со двора» слишком легковесны и легкомысленны для нас западные ценности) и воспитание дворянина доверили холопу? Более того, холоп весьма строго продолжает опекать уже зрелого барина, а барин вынужден подчиняться указаниям холопа, хотя ни по имущественному, ни по образовательному, ни по социальному статусу они не соответствуют друг другу. Их роднит личностное отношение к Добру, именно то, что Христос считал проявлением Божественного в человеке. И пусть барин и холоп осознают это Добро примитивно, главное, что творят они его совместными усилиями. И потому — побеждают: уберегают государство от охлократии. И — совершенствуются при этом, поднимаясь до понимания жертвенного служения. Возникает ощущение общности судьбы — мощнейшего духовно-культурного движителя. Таким образом, если западная демократия, в отсутствии общности судьбы, только и может, что заниматься изготовлением индивидуальной — из-за безбожия исключительно тварной — личности, то демократия российская, наряду с индивидуальной личностью, создает личность соборную (и все это в одном лице), отодвигающую проявления тварности на задний план, по-иному же говоря, полностью ликвидирует номадическое сознание, так процветающее на Западе и в современной номенклатурной России.

Заметьте, российское крестьянство не очень-то рвалось из крепостной зависимости, сколько бы противоположных баек нам не рассказывали недобросовестные советские историки. И дело не только в том, что наше крепостное крестьянство, в отличие от западного, имело довольно обширный собственный, не входящий в барское управление, земельный клин, — все объясняется искренней некровной породненностью крепостного и барина, которые постоянно делились друг с другом имущественным и умственным достатком не на словах, а на деле. Немало бар разорилось, пытаясь в голодные годы прокормить своих крепостных (книга «Крепостное право в России», если я не ошибаюсь); духовной породненностью, осознанием общности судьбы продиктованы и те тысячи и тысячи умнейших крестьянских писем, которые получил Лев Толстой. И восстание Пугачева произошло вовсе не потому, что в стране был голод, хотя предшествующие засухи и явились попутной причиной, а потому, что указом Петра III дворянство было освобождено от воинского, а при Екатерине II и от гражданского служения, то есть от управления государством было отстранено сословие, которое изначально несло на себе защитительные, организационные и культурообразующие функции среднего класса: вместе с общностью судьбы, или соборностью, Россия почти потеряла духовное самоуправление, что привело к совершенно ошеломительному гнету со стороны трона. И чтобы спастись от произвола, дворянство и купечество прибегло вновь к перераспределению капитала — началась частичная капитализация общества, взаимопатернализм разрушался, его место занимало номадическое сознание. Дворянский и купеческий капиталы двинулись на восток, в основном на башкирские земли, где возник невиданный доселе и несвойственный России грабеж иноплеменников. Против этого общественного разброда выступили не только Пугачев и Салават Юлаев, — за возвращение взаимопатернализма и личностно-общественного служения Отечеству вышли на борьбу и декабристы.

Дело довершили уже полностью прозападные (читай: номадические) реформы Александра II. К месту сказать, с точки зрения права, экономики и управления блистательнейшие реформы. Это из них Западом было позаимствовано очень и очень многое, это они через 30 лет по темпам экономического развития вывели Россию на первое место в мире и в то же время организовали всенародный взрыв: процентов трудоспособного населения, мало кто помнит эту цифру, отказалось от участия в реформировании, предпочло люмпенизацию: начался яростный протест против духовного разорения общества, так как если в прежние смутные времена взаимопатерналистская справедливость, хотя и с издержками, все-таки удерживала, а потом и восстанавливала свои позиции, то на этот раз номадическое сознание полностью выломило из системы средний класс (дворянство), интерес общественный был принесен в жертву интересу личному (Безобразовская клика), а в результате страна получила Октябрь, народ не простил барам предательства, и они были уничтожены.

Понятно, что в отсутствии среднего класса, организующего внутреннее самоуправление нации на духовном уровне, сильное созидательное государство — нонсенс. О жертвах, которые понадобились коммунистам для создания нового среднего класса, без содрогания и вспомнить невозможно, но таковы законы общественного развития, продиктованные не людьми, а Богом, им не прикажешь быть иными. Кстати, в кровавой вакханалии царизм повинен не меньше коммунистов: разгром дворянского среднего класса на его совести, а смена носителей общественных идеалов безболезненной быть не может.

На этот раз средним классом стала интеллигенция, уровнем жертвенного служения и взаимопатернализма не уступавшая дворянству, а в стремлении к культурному развитию по массовости и превосходившая его, потому-то за какие-то 0 лет и была построена сверхдержава. Конечно, «колхоз», как основная общественная ячейка, давил на все общество тяжелейшим прессом, пытался не допускать личностного становления. Но удавалось ли ему это? Разве интеллигенция во время войны не проявила своих лучших личностных качеств, разве даже в лагерях смогли эти качества сломать, разве не личности делали литературу, театр, кинематограф, были хранителями подпольных философских библиотек, организаторами всевозможных, направленных против «колхоза», диспутов, разве не личностная честь противостояла брежневскому режиму, разве лучшие силы этой интеллигенции сегодня не поднимают голоса против свирепствующего номадизма?

Новый общественный раскол возник при Хрущеве, когда правительственная интеллигенция противопоставила себя интеллигенции неправительственной. В брежневское же безвременье в номенклатуре проросло все то же номадическое сознание, которым вскоре заразились и массы (несуны). Вот когда в неправительственной интеллигенции сказалась усталость бесконечного личностного преодоления, и средний класс перестал быть созидающим. Судя по статье, не у вас лично, но у вашего поколения, Владимир Владимирович, сознание это стало ведущим, именно оно потащило к западным ценностям, которые, если исходить из Христа, а он не ошибался, действительными ценностями не являются. Мозжечком помнит об этом и наш народ, который, часто сам окунаясь с головой в тварность, тем не менее тварности в руководящем слое общества никогда на дух не принимал. Перечитайте Достоевского и Чехова, они об этом хорошо писали. Ваше же поколение делает в точности то, над чем они смеялись и от чего негодовали, а именно: ускоренно разрушает остатки созданного коммунистами интеллигентского среднего класса (кстати, явление в истории исключительное и очень умное), а теперь пытается на его обломках взрастить элементарного хищника, который, излишне говорить, никогда не станет носителем исконных российских духовных ценностей и приведет к катаклизмам. Впрочем, и до глобальных катаклизмов, в ходе строительства нового среднего класса, прольется немало крови. Она уже льется, и поток будет нарастать, так как для создания слоя хищников потребуется ни много ни мало — поменять духовность нации, а это невозможно, как невозможно изменить и основное (религиозно-философское) сознание, формировавшее нацию.

Совсем не парадокс, что многие люди сегодня проникаются ощущением наступающего духовного оледенения. Деятели искусства осторожно говорят о разрушении таланта как такового, прогнозисты же от науки, вы, безусловно, знаете, уверенно предсказывают всечеловеческую катастрофу во втором десятилетии нового века. Я же думаю, катастрофа уже началась, так как всем ходом событий экологически разрушен сам человек. Слишком легко мы жонглируем понятиями; хотя понятия эти… а)»либерализм» в сущности другое название номадизма с расхристанностью пополам; б) «национальная независимость» -при выпадении народа из поля ноосферы, дорога к одичанию (взгляните на африканские страны); в) «гуманизм» призыв к уважению потребностей человека-твари; г) «империя» — империей СССР никогда не был. Это сегодня Россия стремится к империи. И вот первые признаки: губернаторы и лидеры республик — новые бояре-вотчинники, Совет Федерации — боярская дума. Как только они разорвут страну на куски, а к этому все идет (Россель, Наздратенко, Стародубцев, Илюмжинов, Шаймиев и т.д.), так потребуется именно имперский режим.

Разве Российская Федерация в СССР представляла из себя метрополию, а не основное духовное пространство, когда, ощутительно грабя себя, мощно дотировала окраины, развивая в них культуру? Шутка ли сказать, за какие-то лет народ Казахстана, занимавшийся исключительно собирательством (отгонное животноводство) и предпочитавший даже не общинный, а родовой уклад, стал поголовно грамотным, разноквалифицированным, социально и культурно осознающим себя, а за лет так называемой независимости в прямом смысле разрушает города и поселки, практически уничтожил образовательную базу, катастрофически обкорнал базу промышленную, напрочь забыл об обретенных социальных ценностях и от созидания возвращается к собирательству. А ведь это результат российской политики, разгромившей ноосферу, покрывавшую всю территорию СССР и позволявшую народам жить достойной человека жизнью. Нечего сказать — очень умно, особенно если помнить, что на окраинах осталось 25 миллионов исконных, и не самых худших, за что и не раз наказанных, россиян. Еще более умно то, что Россия превращает бывшие свои республики чуть ли не во враждебное окружение.

Я специально не касаюсь экономики. Над чрезмерным вниманием к ней смеялся еще Герцен, говоря Марксу, что не экономика, делает человека, а человек экономику. Не надо мудрствовать лукаво, следует взять за основу НЭП (кстати, герценовское изделие), как поступили китайцы, и через пару лет, при российском-то потенциале!, начнется экономическое процветание. НЭП уже не раз это доказал и в США, и в Европе, и в Азии. У нас же все было позаимствовано. У нас! (Вот оно предвидение Петра.) Однако помнить надо, что НЭП создает лишь тварное процветание, а потому уже в самом начале необходимо закладывать основы культурного пересоздания системы. Капитализм и социализм — пройденные этапы, мало того, общественный — слишком механическая, недочеловеческая, мера вещей. Высокая духовная культура против тварной цивилизации — вот за чем будущее (Петр I, Шеллинг, Чаадаев, Пушкин, Хомяков, Герцен, Вл. Соловьев, Шпенглер, Вернадский, Тойнби и с каждым из них Христос — не правда ли, хорошая компания?). Россия своим Духом призвана стать той самой, предсказанной, Черепахой, на которой и разместятся три кита мировой культуры. Но для осуществления столь грандиозной задачи потребуется диктатура Совести, что значит: а) пересоздание на более высоком уровне всей системы образования; б) мощное (государственное) дотирование православной церкви, обеспечение ее миссионерского вторжения во все сферы жизни; в) вывод из рынка и перевод на щедрое государственное обеспечение институтов Науки и Культуры. И это — только начало.

Во все века ось Мира сохраняла относительное равновесие за счет духовного, противостоящего цивилизационному, развития разных регионов планеты: с века — за счет российского духовного противостояния. Капитализмом же, разрушившим высокую средневековую духовность, мир стал погружаться в трайбализм, чем и пользуются номады. Особенно активно этот процесс поощряется ярчайшим представителем номадизма, вопящим о демократии режимом США При включении России в этот процесс, то есть при окончательном уничтожении духовного противостояния, ось Мира все более явственно стала приобретать вместо горизонтального вертикальное положение. К чему приведет однополюсное, причем тварное, притяжение и отсутствие обратной перспективы, то есть коренное изменение масштабности, рассказывать, видимо, нет смысла. Другое дело — духовная культура. Будь она даже общемировой, ось Мира все равно сохранит равновесие за счет постоянного перераспределения центров тяжести. И если политик соответствует религиозно — философскому опыту России, он обязан осознавать, что ее нация давным-давно наработала великий собственный опыт умением пересоздавать чужие и свои цивилизационные достижения в духовную культуру, и потому не ей менять свою точку отсчета, чтобы чувствовать невероятную униженность от несоответствия самой себе.

Так что, Владимир Владимирович, не приведи Бог вашей команде против русского Духа идти. Коммунисты потому много раз выигрывали, что хотя и сублимированно, однако заветам пращуров следовали. Если не учитывать воздействия на действительность русского менталитета, что в последние 30 лет своего правления делали коммунисты, то на этот раз можно не только Россию потерять, но уничтожить, растворить во времени самих россов, как это случилось с древними египтянами, легкомысленно решившими, что они смогут пересоздать себя в навязанном римлянами чуждом духосознании.