«Хабар — Жетi кун»
1. Встреча Токаева с депутатами парламента. Премьер пытался найти ответ на вопрос — «что делать?». Говорил про импортозамещение, энергонезависимость, инновации. Упоминал Интернет и коммуникации. А парламентариев интересовал другой вопрос — «кто виноват?». Вновь Гани Касымов требовал призвать к ответственности бывших премьеров, а также задавал другие провокационные вопросы. Токаев реагировал довольно спокойно. Тут же были озвучены подробности «экибастузского конфликта». Жесткий «наезд» на вице-премьера Ахметова со стороны депутата от Экибастуза Алибаева. С чем Токаев категорически не согласился. Но тут произошел «слив компромата» на обидчика Ахметова. Причем неплохого компромата. Создалось впечатление, что по «экибастузскому конфликту» определили возможного конкретного виновника — Ахметова. Выводы делать пока рано — подождем…
2. Про квотирование экспорта нефти. Суть такова, что все грехи по «исчезновению» нефтяных денег, возможно, попытаются свалить на добывающие компании.
3. О подзаконных актах правительства. На примере ломоперерабатывающих предприятий демонстрируется, что запретительные постановления правительства наносят вред бюджету, создавая нелегальный высокодоходный рынок. Это акция, направленная против правительства.
4. Президент в Вене встречается с ОБСЕ. В интерпретации ХАБАРа это выглядело так. Президент выступил в ОБСЕ и заявил, что основной задачей в Средней Азии является не становление демократии, а борьба с экстремизмом. Опять заявление о неготовности народа к демократии (что в общем справедливо, если не иметь в виду под народом оппозицию). В отношениях Казахстана с ОБСЕ наметилось потепление. ОБСЕ продолжит обучение нас демократии. Контрастный сюжет — приход к власти демократическим путем «ультраправых фашистов» в Австрии. Ссылки на аналогичный прецедент в Германии (А.Гитлер).
«КТК — Портрет недели»
1. Встреча Токаева с депутатами парламента подана как кризис в отношениях правительства с парламентом. Заявлено, что депутаты недовольны правительством. Причиной тому является невыполнение правительством «плана по законотворчеству», а также низкое качество законопроектов. Далее заявлено, что правительство через свои законопроекты занимается лоббистской деятельностью, но в чьих интересах — не сказано.
2. Каирбек Сулейменов в парламенте. Можно сказать, издевательский сюжет по отношению к министру. Он подкрепляется озвучиванием результатов опроса АСиП по этому же поводу. Не менее оскорбительный опрос зрителей и озвучивание его (опроса) результатов. Чтобы уже окончательно добить министра, в конце программы показан соответствующий «политклип».
3. Вводится визовый режим с некоторыми странами СНГ, в том числе с Узбекистаном. Вывод сделан такой — СНГ разваливается прямо на глазах.
4. Опасность монополий. Речь идет о возможном слиянии ШНОСа с добывающей компанией «Харрикейн». Возможен при этом неограниченный рост цен на ГСМ. И в этом виновато правительство, которое, ничего не делая, наблюдает со стороны.
5. Налоговый кодекс. В прямом эфире — Зейнолла Какимжанов. Показан позитивный сюжет с фактами из его личной жизни. В записи приведены довольно тщательно подобранные отрывки из выступлений «критиков налогового кодекса». Затем Какимжанов отвечает на критику. В отсутствии прямого контакта с оппонентами отвечает весьма грамотно, спокойно и уверенно, удачно сглаживая острые углы. Неплохая PR-акция по лоббированию нового налогового кодекса и самого министра доходов.
«31 канал — НЕДЕЛЯ»
1. Свежий скандал с известным оппозиционером подан достаточно деликатно и с сочувствием.
2. Пытки в полиции на примере Жанатаса. Убийственный сюжет, вызывающий огромный негатив по отношению к полиции.
3. Казахстан-Узбекистан — проблемы границ. Подчеркнуто, что во внешней политике по отношению к Узбекистану Казахстан вел себя слишком мягко. Причиной ухудшения отношений между нашими странами названо влияние Москвы, фаворитом у которой сейчас является Узбекистан, что и дает ему право так обращаться со своим соседом.
4. О предстоящем тендере на теле-, радиочастоты. История прошлого (1997 г.) тендера. Виновником его назван Акежан Кажегельдин. С новым предстоящим тендером пока полная неопределенность. Но выражена надежда на то, что премьер Токаев не пойдет по стопам Кажегельдина.
5. О рынке цветных металлов. Откровенно лоббируются интересы так называемого легального бизнеса (алматинского) по заготовке и переработке цветных металлов. Бизнесмены обвинили правительство, издавшее ограничительные постановления, которые привели к невиданному размаху соответствующего нелегального бизнеса.