«Российский шпион» или человек, умеющий хорошо считать?


Заявление депутата Исахана Алимжанова по поводу присоединения к союзу Россия-Беларусь вначале не вызвало у меня никаких эмоций. Затем весь этот шум, поднятый вокруг заявления (в частности, вашей газетой), заставил прочитать его внимательнее еще раз и сопоставить с той реакцией, которую это заявление вызвало в политических кругах и СМИ.

В сравнении с заявлением, принятым по этому же поводу на митинге в Астане, и первоначальной реакцией на него можно отметить следующее. Действительно, заявление составлено политически грамотно и взвешенно. Несмотря на то, что в заявлении нет никаких прямых призывов к присоединению Казахстана к союзу Россия-Беларусь, улавливается позитивное отношение Алимжанова к этому вопросу. Хотя там прямо только сказано: надо подумать! Несмотря на молодость Алимжанова как политика, можно сказать, что он сделал удачный шаг. А такие «зубры», как, скажем, Михайлов («Лад»), опять воспользовались уже заученными политическими штампами. Таким образом, Алимжанов «переиграл» русских на их же «поле».

Реакцию национал-патриотов на это заявление можно было предугадать заранее, как и реакцию чиновников и самого президента. Как всегда, она была резка и совершенно не аргументированна. Можно было бы, хоть немного подумав, обвинить Алимжанова (ну хотя бы как казаха) в предательстве национальных интересов и попытаться сформировать соответствующее общественное мнение у казахов. Но наиболее глупо было обвинять его в призывах к изменению конституционного строя. Любой нормальный человек, хотя бы бегло прочитав это заявление, не найдет и намека на такие призывы.

А оппозиция почти не заметила этого заявления. Очевидно, подумав: кто такой этот Алимжанов, чтобы как-то еще реагировать на его «глупые заявления»? Правда, небольшая часть оппозиционных деятелей высказалась по этому поводу, но осторожно обойдя стороной само содержание заявления и, естественно, его автора. Для чего им (оппозиции) нужен еще один непонятно откуда взявшийся депутат-оппозиционер, когда и известные уже оппозиционеры не могут поделить между собой свой оппозиционный, хоть и не жирный, но все же пирог?

Удивляет в случае с этим заявлением совсем другое. Первое — это реакция властей, «сливших» «информацию из Астаны» через кажегельдинский сайт «Евразия». Здесь, кроме задачи поссорить лидеров «Азамата», преследовалась цель — запугать Алимжанова возможностью переиграть результаты выборов. Насколько технически осуществима такая возможность — неважно, главное было — дать почувствовать Алимжанову «короткий поводок». В результате можно поздравить PR-щиков из Астаны с небольшой победой на чужом информационном поле (имеется в виду прокажегельдинская «Евразия»). И главное здесь не в том, что они как-то запугали Алимжанова, а в том, что небезуспешно учатся играть на чужих информационных полях. Это пример локального совпадения интересов части оппозиции и власти. Но от этого выигрывает только власть, а оппозиция в целом проигрывает.

Второе — российская реакция. По поводу заявления Алимжанова и реакции на него почти сразу появилась статья в российской прессе (газета «Россия»). Удивительно, но в России очень быстро оценили происходящее и отреагировали не на заявления «русских» от «Лада» и пр., а почему-то — на Алимжанова. Это заставляет задуматься — кто же такой Алимжанов? Почему именно на него реагирует Россия?

Здесь возможны два варианта. Первый — это заявление могло быть инспирировано (через Алимжанова) самой властью, как, впрочем, и заявление русских организаций, как известно, всегда одобрявших и поддерживающих власть и президента. В результате власть получила полностью управляемый процесс обсуждения вопроса, который все равно стоял на повестке дня, и обсуждения его избежать было нельзя. Второй вариант — за Алимжановым (учитывая его прошлое участие в достаточно крупном бизнесе) стоят влиятельные деловые круги, заинтересованные в лоббировании российских интересов. Такие круги безусловно существуют и управляются из Москвы. И именно сейчас наступает их время. Вспомним хотя бы небезызвестного Олега Сысковца, который хоть и покинул российскую власть, но сохранил через подставных лиц свое присутствие в Казахстане.

На основе имеющейся на сегодня информации второй вариант кажется более вероятным. Возможно, это означает начало формирования новой политической элиты в Казахстане.