23 апреля 2000 г. Обзор аналитических итоговых программ телевидения

На всех трех каналах прошли сюжеты, посвященные выступлению президента на совещании по борьбе с коррупцией. Президент подверг резкой критике МВД (и особенно министра Сулейменова), а также налоговую полицию, таможню, суды. Меньше всех досталось КНБ. У ХАБАРа и КТК был заметен “особый интерес” к министру Сулейменову. “31 Канал” дополнительно акцентировал внимание на критике, высказанной президентом в адрес СМИ (остальные два канала об этом не упомянули). Непонятным так и остался вопрос – чего же президент все-таки хочет от СМИ? КТК дополнительно выделил критику президентом акима Храпунова. В ХАБАРе упомянут был Кайрат Мами — как некое контролирующее лицо со стороны президентской администрации.

Ташкентский саммит. Практически создан военный союз с целью борьбы против терроризма и политического экстремизма. Насчет последнего прозвучали некоторые предположения — не имеется ли в виду оппозиция под термином “политический экстремизм”. Предполагается потепление отношений между Казахстаном и Узбекистаном. Оба президента как бы и не признали пограничного конфликта, обвинив в этом СМИ, “необъективно освещающие и раздувающие…”. Теперь уже явно озвучивается проблема выбора Казахстана между Западом (США, главным образом) и Россией. Наблюдается небольшой сдвиг симпатий в сторону России. Миссия Олбрайт оценена как неудачная попытка поссорить распублики Средней Азии. ХАБАР уделил много внимания визиту российских парламентариев во главе с Селезневым, который высказывался негативно по поводу политики США и действий Олбрайт. Все это может означать провал радикальной оппозиции, сделавшей ставку на западных политиков. “31 Канал” подчеркнул повышение агрессивности российской политики, в частности направленной против США.


КТК, озвучивая информацию по визиту Селезнева, подчеркнул его странные слова о создании “единого парламента”. Кстати, очень похожая информация прошла по российским информационным веб-сайтам. КТК также озвучил, что главным сегодня во взаимоотношениях Казахстан-США-Россия является вопрос о каспийской нефти.


ХАБАР сообщил о том, что Нурлан Балгимбаев обвинил “ШЕВРОН” в некорректности. Речь идет распределении подрядных контрактов, к которым не допускаются казахстанские компании. Он же призвал к переоценке отношения с иностранными компаниями. Это — “камень в огород” США, весьма неожиданный со стороны Балгимбаева.


Судя по сюжетам, вопрос – США или Россия? – сдвигается с мертвой точки в пользу России.


ХАБАР дал позитивный сюжет об акиме Южно-Казахстанской области Бердибеке Сапарбаеве. Главное в нем, что акиму удалось преодолеть трайбализм в регионе. Сюжет сделан как-то примитивно, в стиле “застойных советских времен”. Но сам аким своими монологами не дал испортить сюжет и смотрелся на экране очень даже прилично.


КТК опять дал сюжет по скандально известному постановлению № 53. Теперь в борьбу включился депутат Серик Абдрахманов. Он обвинил Токаева во всех смертных грехах. Надо полагать, война затягивается…


КТК поднял вопрос о роли МВФ и Всемирного банка. Нужны ли они нам? Куда уходят их кредиты? На нескольких примерах весьма убедительно доказана бессмысленность и бесполезность этих кредитов. Еще один выпад против Запада?


Также КТК рассказал о падении российской ракеты на территории Казахстана. Заодно отметив, что эту ракету, снятую в 80-х с вооружения и используемую российскими военными в качестве мишени, наши войска ПВО обнаружить (засечь) не смогли. Еще один сюжет об усилении границы с Россией со стороны последней. Не совсем понятная информация, вызывающая некоторую настороженность к России.


Видимо, за острое выступление Серикболсына Абдильдина на встрече с Олбрайт КТК немного “наехал” на коммунистов (имеется в виду КПК Абдильдина) “руками” одиозного Льва Балояна. Тут же ведущий, очевидно решив совсем обидеть коммунистов, сказал, что главная и единственная заслуга В.Ленина была в организации субботников. Это по поводу 130-летия со дня рождения бывшего (чего уж тут бояться!) вождя. А если серьезно, то думается, что такие слова не красят не только ведущего аналитической программы, но и любого грамотного человека, независимо от его убеждений.


На ХАБАРе и на “31 Канале” появился председатель Нацбанка Григорий Марченко. На ХАБАРе он очень радостно что-то говорил о прекрасном состоянии нашего государственного бюджета. На “31-м” он учил жить своих критиков и заодно журналистов. Обвиняя всех в непрофессионализме. В своем профессионализме он, конечно же, уверен. С очень значительным видом он сделал очень важное, а главное, оригинальное заявление о том, что демократическому государству необходимы оппозиция и независимая пресса. Но, конечно, не эта убогая и неграмотная оппозиция и не эта непрофессиональная пресса. Создалось впечатление, что этот благополучный и сытый господин тоже не тот, не из этой, не из нашей жизни. А из жизни другой, в которой все хорошо с финансами и с экономикой, а также с оппозицией и прессой. Из жизни, в которой существуют фондовые рынки, кредиты, страхование, депозиты и пр. прелести буржуазного мира. В общем, из жизни, которая с нашей, реальной жизнью почти не пересекается. Кстати, свое эфирное время он без стеснения использовал в целях рекламы, убеждая народ поменять половину своих долларов на тенге и тут же положить их (и оставшиеся доллары, и тенге) на банковские депозиты. Чем-то он напомнил российского Кириенко в роли премьера. Очень смешная такая картина…


И напоследок. Хорошо бы на ХАБАР вернуть прежнего ведущего — уж очень он “никакой”, этот сегодняшний ведущий. На КТК ведущий выглядел каким-то несчастным, немного напуганным и подавленным. А на “31-м” — все, как всегда достаточно, динамично и даже иногда интересно.