Президент, оказывается, ничего не имеет против журналистов

Обзор крупноформатных изданий

Прошедшая неделя, несмотря на грозы, принесла в Алматы тепло. И это затмевает все события минувшей недели. Впрочем, населению страны ни о чем не говорит самое важное из всех событий последней недели апреля – Евразийский саммит. Для большинства эта неделя была связана с тем, что в северных областях продолжают подготовку к севу, а в южных – народ активно работает на полях, приусадебных участках и огородах. И какой там саммит — успеть бы огород вспахать да засеять. Ведь от того, кто там приехал и уехал, что сказал, ничего не изменится. Эту истину давно усвоил народ, который, в отличие от своих “правителей” в облаках не витает, а твердо стоит ногами на грешной земле.


Крупноформатные газеты, за исключением “Экспресс К”, выглядели бледно. Создается такое впечатление, что если бы не саммит, то и писать было бы не о чем, хотя событий на самом деле хватало самых разных. В частности, “Деловая неделя”, словно проснувшись от спячки, выдала комментарий к совещанию силовых структур, на котором президент страны выступил с грозной речью, обличающей нерадивых журналистов республики, не болеющих за Отечество. Кстати сказать, 1 мая все телеканалы показали момент импровизированной пресс-конференции, на которой Нурсултан Назарбаев заявил, что он ничего не имеет против СМИ, которым “разрешено все”, но только нельзя нарушать Конституцию и законы. Но недаром говорят: “Слово — не воробей. Вылетит – не поймаешь”. Перлы той филиппики теперь гуляют по миру, и вряд ли кто-нибудь их забудет. “В высокопоставленном запале, когда слова произносятся от сердца, а не по написанному тексту, забывается, что казахстанская пресса – своя, родная, выращенная в Отечестве и вовсе не импортированная из-за границы. Газеты – это отражение жизни нашего общества, зеркало Родины, показывающие ее такой, какая она есть на самом деле, а не в прожектах чиновников. Поэтому простым журналистам и в голову не придет унижать и оскорблять свое Отечество, которому мы пытаемся говорить правду и только правду, как бы горька она ни была”. Под этими словами “Editorials” “Деловой недели” подпишется любой журналист. Жаль, что об этом забывают те самые высокопоставленные лица, которые вместо того, чтобы пытаться изменить ситуацию в экономике и в обществе в целом, предпочитают “в запале” выдавать импровизированные спичи с обличениями журналистов. “В запале” забывается о том, что не журналисты составляют контракты, которые заведомо не выгодны казахстанцам, зато сулят, видимо, какие-то барыши тем, кто заключает эти контракты. Не журналисты раздают богатство Родины, передавая предприятия промышленности якобы в иностранную концессию, в действительности фактически в собственность, за бесценок. Не журналисты мчат в сияющих “мерседесах”, сопровождаемые спецмигалками, мимо обездоленных масс. Да, не мы этим занимаемся, но мы пишем и говорим об этом, показываем, потому что это – наша обязанность, наш профессиональный долг. И об этом напоминает передовая статья “Деловой недели”.


Под каждой строчкой передовой может подписаться смело любой журналист, потому что в ней говорится о давно наболевших проблемах: “Лучше сказать вовремя острое и неприятное слово, чем потом махать всей нацией кулаками после очередной исторической драки”. Однако “острое и неприятное слово” не нужно нашим правителям, которые выражают беспокойство за судьбу страны, но не хотят знать о том, чем и как живут их подданные. И правы авторы передовой, задающиеся вопросом: “Но неужели и в том, что основная масса людей лишилась своего благосостояния, виновата пресса? Или все же это вина “рулевых” и “кормчих”, которым просто нужно было дать обществу развиваться в нормальном направлении?”. Увы, легче обвинить прессу в происках, чем “заниматься реальными делами”. “Более того, СМИ оказались виноватыми всем “строем”, куда им и предложили встать без разбору, публично обвинив и дискредитировав на всю страну”.


Да, у журналистов хватает грехов, и есть среди нас немало тех, из-за кого прессу называют “продажной”. Но вешать всех собак на “цепных псов демократии” (а именно в этом заключается роль прессы – быть всегда на страже свободы слова и прав человека, закона) — по крайней мере, смешно. К сожалению, высокопоставленные персоны не понимают этого. А жаль. Ведь произнесенные слова ясно характеризуют и общий настрой, и то, что вскоре все увидят: “а король-то гол”. Последнее очень хорошо понимают как иностранные инвесторы, так и народ.


Кроме передовой, в “Деловой неделе”, пожалуй, нечего больше читать, но спасибо ей за “Editorials”, так как это на самом деле единственное правдивое слово в комментариях на филиппику главы государства.


Андрей Губенко в “Новом поколении” затрагивает весьма щекотливую тему: продажа части госпакета акций “Тенгизшевройл”. Интересно, что журналист говорит о том, что “под шумок возмущений против политики “Шеврона” начата операция по продаже 10 процентов акций СП “Тенгизшевройл”. Один из аргументов, приводимых главой “Казахойла” в пользу продажи части госпакета акций, такой: “…по действующему договору с “Шевроном” основные платежи Казахстану пойдут только через 15 лет. Новых запасов на Тенгизе больше не предвидится, и лучше получить пусть меньше, но сейчас, чем неизвестно сколько и потом. Да и вообще, к тому времени человечество изобретет новые источники энергии, и нефть упадет в цене. Значит, опять выходит, что акции надо продавать немедленно”.


Ольга Малахова в заметке “Белых яблонь дым” пишет: “Наверно, мы сошли с ума. Иначе чем объяснить, что яблоневое кольцо вокруг южной столицы погибло не в результате бомбовых ударов или стихийных бедствий, а по велению власть имущих и при молчаливом согласии народа”. Яблоневые сады, знаменитый казахстанский апорт погибают, и в этом виноваты власти. Нельзя говорить, что все это происходит с “молчаливого согласия народа” (если бы это соответствовало истине, тогда и не было бы заметки самой Ольги Малаховой).


В номере также несколько публикаций, посвященных нефтяной теме, Евразийскому саммиту. Вторую неделю подряд самой занимательной страничкой в “Новом поколении” является полоса, подготовленная Галиной Галкиной. А на страничке – зарисовка Галины Галкиной о чемпионе мира по кикбоксингу Аскаре Коханове. Кто-то скажет: мол, сусально. Ну и что? Зато виден человек с сильным характером, самобытный, оригинальный и непростой, несмотря на то, что о спортсменах принято думать, что они не интеллектуалы.


“Панорама” по-прежнему стремится быть в курсе всех событий, и потому в отличие от других еженедельников на ее страницах можно найти освещение всех событий минувшей недели. Большое место занимают материалы с Евразийского саммита, при этом автор одного из них — Николай Дрозд — совершенно справедливо замечает, что наибольшее число участников Евразийского саммита привлекли дискуссии о перспективах нефтедобычи. И на самом деле больше всего участники саммита говорили о сотрудничестве в области энергетики, в нефтегазовой отрасли.


Кроме того, “Панорама” откликнулась и поместила заметки о вынесении приговора охранникам экс-премьера Кажегельдина (“Но общественным мнением охранники так или иначе будут восприняты как жертвы грязных игр “верхов”); о судебном процессе в Жанатасе, где один из обвиняемых попытался совершить самоубийство прямо в зале суда.


“Время по Гринвичу” бьет тревогу: главному редактору, несмотря на полученную аккредитацию, не разрешили присутствовать на Евразийском саммите. В эмоциональном порыве Нурлан Аблязов умудрился обвинить своих коллег – работников Казахстанского пресс-клуба – в препятствовании для выполнения им своего журналистского долга. Однако президент клуба Асель Караулова сама была в недоумении, когда узнала, что главного редактора “Время по Гринвичу” не пускают в зал. Открытые письма Нурлана Аблязова читателям и Нурсултану Назарбаеву в некоторой степени проясняют ситуацию, но вопросы остаются. Кто отдал команду не пускать Нурлана Аблязова, а также журналистов из газеты “Солдат” и “Біз-Мы”, сейчас, наверное, и не узнаешь. Но, кто бы ни отдавал, он дестабилизирует и без того непростую обстановку, подставляет главу государства, который заявляет: “Я всегда защищал и буду защищать свободу прессы и буду поступать так и впредь”. Кому понадобилось не пропускать в зал для прессы аккредитованных журналистов? Для чего это сделано? Сам этот факт говорит о том, что свободы слова у нас не было и не по-настоящему, или она есть для избранных…


“Казахстанская правда” на минувшей неделе поместила отчеты о Евразийском саммите, встречах Нурсултана Назарбаева и Касымжомарта Токаева в рамках саммита с приехавшими главами правительств и стран, иностранными инвесторами.


Пример профессионализма и оперативности показала на минувшей неделе “Экспресс К”. Сергей Туник передавал свои материалы о Евразийском саммите в номер с колес, прямо из пресс-центра форума, но зато рассказал обо всех значительных событиях этого мероприятия.


Из других материалов нельзя не отметить интервью Владимира Северного с вернувшимся в строй фигурантом по делу о МиГах Мухтаром Алтынбаевым. Не разделяя пиетета по отношению к генералу, скажем лишь о том, что буквально сразу после этого интервью в ВВС произошло ЧП. Интересно, какое объяснение этому даст Мухтар Алтынбаев.


Серия статей доктора экономических наук Темирхана Мухамбетова, безусловно, привлечет внимание тех, кого занимают проблемы образования и науки. А еще читатели найдут здесь материалы о новых расследованиях, проводимых Михаилом Дорофеевым, репортажи с военных учений.