Начало третьего тысячелетия в России, по-крайней мере для сферы информационного бизнеса, выдалось бурным и в прямом смысле перестроечным. Определенного рода кризис, вызванный сменой хозяина Кремля, незаметно начавшийся еще в 2000 году, привел к изменению имиджа и хозяев самого звездного медиа-холдинга страны, визитной карточкой которого был телеканал НТВ. А в Казахстане происходят несколько обратные процессы. В означенный промежуток времени здесь на свет появился новый холдинг, важнейшую часть которого также составляет телеканал. Выход на республиканский уровень вещания телерадиокомпании “31 Канал”, которая до сей поры охватывала аудиторию только города Алматы (бывшая столица Республики Казахстан), подкрепляемый раскруткой нового республиканского общественно-политического еженедельника под названием “Мегаполис” (первый номер вышел 7 ноября 2000 г.) — такое начало проекта наглядно демонстрирует системный подход к его воплощению со стороны его создателей и вдохновителей. Основательность проекту придает завидное технологическое разнообразие. Например, холдинг имеет два собственных веб-сайта. Это представительский сайт и Интернет-газета “Навигатор”. Таким образом новый медиа-холдинг явился в мир, как это принято выражаться на молодежном сленге: круто упакованным. Итак, в упаковке “три в одном”: телерадиокомпания “31 Канал”, прошедшая проверку временем; агрессивно завоевывающая себе место под солнцем еженедельная газета “Мегаполис; и, уверенно прокладывающая свой курс в бескрайних просторах Интернета, единственная в своем роде в истории казахстанских СМИ интернет-газета “Навигатор”… Такую комбинацию на информационном поле Казахстана сегодня по праву можно охарактеризовать, как наиболее прогрессивную. Кстати, телерадиокомпании “31 Канал”, важнейшей части новоявленной медиа-структуры этой весной исполнилось восемь лет со дня своего основания. 28 апреля в южностоличном Дворце Республики состоялся торжественный вечер и концерт в честь этого события. Накануне которого нам удалось встретиться с главой холдинга А.Байтасовым и задать немало вопросов. Один из аспектов беседы представляется весьма интересным, если иметь в виду, что в обществе проснулся
—Господин Байтасов, поздравляем вашу телерадиокомпанию с восьмилетием. Что сегодня из себя представляет ТРК “31 Канал”?
-…Мы почти ровесники нашей независимости… 8 лет немалый срок и без ложной скромности скажу: “31 Канал” стал за эти годы явлением. Сегодня мы крепко стоим на ногах. Потеницал для дальнейшего роста огромен. Теперь, когда существенно расширилась география вещания, можно уверенно говорить, что 31 Канал и Радио 31 приобретают подлинно общенациональное звучание.
—
ТРК “31 Канал” зарекомендовал себя как уникальный молодежный развлекательный канал. С другой стороны, в последние два-три года вас называют чуть ли не последними оппозиционерами в казахстанском телепространстве… Чтобы вы сказали на это суждение?— Наши молодежное лицо – это производное того, что коллектив ТРК на 90% состоит из молодежи. Что касается других направлений… Никакой специальной диверсификацией направлений мы не занимались. Скорее команда изначально понимала, что без “взрослого” ТВ мы не состоимся, а выходить на республиканский эфир не имея универсального пакета программ и проектов просто самоубийство. Но “взрослое” ТВ не означает проведение какой-то запрограммированной оппозиционной линии или непременное подчеркивание фрондерства. Мы этим никогда не увлекались, поскольку прежде всего ставили во главу угла информационную насыщенность и беспристрастный анализ. Вот наша идеология. Другое дело, когда, допустим в передаче “Общественный договор”, кто-то из приглашенных на ток-шоу высказывает мнение, которого, скажем, ни на каком ином телеканале невозможно услышать… Но это нормально. Раз такие мнения есть, они могут быть отображены. Мы не официозные СМИ, поэтому более раскрепощены. Отсюда по всей видимости и все эти разговоры…
-У Вас мелькнуло такое понятие как “команда”. Чтобы Вы сказали о своей команде?
-Я абсолютно доволен своими журналистами. У нас есть самое главное: корпоративный дух и желание идти вперед.
-А как Вы относитесь к российской журналистике?
-Наверное точнее будет сказать “к московской”… Я бы так сказал: она сама по себе очень красивая, очень пестрая. Такое впечатление что там Клондайк каких-то мыслей, каких-то идей, выводов. Я думаю, что за последние годы российская журналистика сделала огромный шаг вперед. И то, что многие в Казахстане стараются подражать российскии образцам, о многом говорит. С другой стороны мы знаем, что существуют определенные группы финансово-промышленные, олигархические которые, можно сказать, даже надламливают некоторые судьбы журналистские. И когда видишь как это происходит, какое давление приходится испытывать порой журналистам, как бы… не совсем хочется ехать в Россию и работать там. Ангажированность она все равно читается.
-А у нас разве не так все обстоит?
-Мы другая страна. Если не брать во внимание чисто территориальные параметры, мы страна небольшая. У нас все по-иному.
-Существует мнение, что наша журналистика уступает московской…
-Опять некорректные сравнения. Москва может вместить в себя все население Казахстана. Там просто другие масштабы. Другие условия и уже другая ментальность. В Казахстане во все времена были хорошие журналисты. Есть они и сейчас. Но разница, несомненно есть, она ощущается.
-Но многие такие хорошие журналисты потом уезжали в Москву…
-Совершенно верно. У нас до последнего времени сохранялось единое информационное пространство, основанное на языке, который ООН включил в число мировых. Так что отток кадров естественное явление.
—
В Казахстане уже есть отдельные эпизоды привлечения россйиских медиа-технологов. Как вы думаете — вариант с журналистами возможен?-Конечно. Мы могли рассмотреть разные предложения от московских коллег. И в плане работы а) в России и в) в плане того, чтобы вообще переехали. В свете последних событий это вполне может стать актуальным. Вообще из профессиональной солидарности, из других соображений мы могли бы предоставить возможность работать журналистам у нас.
-А в Казахстане возможны те астрономические зарплаты, которые получают те же журналисты НТВ в Москве?
-Не такие они, кстати, и астрономические. Если не ошибаюсь в одном из последних номеров “Аргументов и фактов” было написано, что зарпалата Евгения Кисилева составляла сумма эквивалентная 30 тысячам долларов. Но это ведь зарплата генерального директора НТВ! А “простые” журналисты получали гораздо меньше
— менее одной тысячи. Но это, подчеркиваю, на “суперзвездном” НТВ. Далее шкала идет по спадающей. А у нас жизнь все-таки намного дешевле чем в Москве, зато условия жизни могут соответствовать среднеевропейским меркам и атрибутам за гораздо более умеренную ежемесячную сумму…—
И все таки не верится, что такое возможно. Я не про деньги, а про возможность использования российских журналистов в Казахстане…-Ну…Вы спросили, я ответил. И потом, никто специально такой цели ведь не ставит. Но раз зашел такой отвлеченный разговор, то я повторюсь: у нашей структуры есть возможности для привлечения на работу росссийских специалистов. Но мы ищем не “звезд”, которые придут учить нас, как летать в космос. Дело не в этом. Если кто-то еще придет к нам на работу, для нас важно, чтобы он работал в команде. Нам нужны единомышленники, а не “звезды”.
-Интересный разговор получается. Зайдем тогда с другой стороны – не повлечет ли привлечение по сути иностранных журналистов к ослаблению информационной безопасности? Это же ввоз иностранной рабочей силы
-Ничего страшного в том, что если в Казахстане будут работать российские журналисты. Мы теперь разные государства, но ни на житейском, низовом уровне, ни на самом высоком, межгосударственном связи мы не потеряли. И вряд ли в ближайшие лет 50 потеряем. Когда из Казахстана уезжают журналисты в Россию никто же не говорит что идет нашествие “казахов” или еще кого-то. То же самое ничего не будет происходить и здесь. К тому же вы сами ведь не верите, что кто-то может приехать. Так что, места всем хватит. А об информационной безопасности надо говорить тогда, когда казахстанские издания менее популярны чем российские издания. Вот это точно вопрос информационной безопасности. Так или иначе мы идем во многих вопросах по следам России.
-Значит, все-таки у нас ощущается кадровый голод в сфере масс-медиа?
-Остро такая проблема не стоит, но вопрос есть. Нужно время, чтобы государство развернулось и стало как бы всерьез заниматься этой сферой. В идеологическом, практическом плане. Обычно крепкие журналисты рождаются в хороших изданиях. То есть, журналистике нельзя научить со школьной скамьи, в отрыве от практики. Только в реальной, рабочей атмосфере формируется нормальный журналист, если он работает в солидном издании или телекомпании, в хорошем коллективе с крепким наставником, в реальной практической работе, только тогда будет толк… Сейчас идет смена поколений. Это отражается на профессиональной среде. Чувствуется, что в Казахстане такая среда еще формируется. А для журналистики работы — непочатый край. Ведь помимо поставки информации у журналистики есть масса других общественно важных функций… Скажем, просветительские.
-Могли бы Вы назвать реально несколько имен казахстанских, которые нигде не потерялись бы?
-Оценки не хотелось бы давать. Но я совершенно уверенно могу сказать, что из телевизионщиков это прежде всего Бекжан Идрисов. Я очень высоко ценю Татьяну Дельцову. Из газетных… Я бы хотел отметить организаторов газетного бизнеса. Это Игорь Мельцер. Он создал “Время”, он собрал команду… Что касается радио, то наша радиостанция наверное самая лучшая по журналистским кадрам. Потому что информационная служба “Радио31” — это стопроцентный казахстанский продукт наше казахстанское радио, наши казахстанские выпуски новостей. Этого добились такие талантливые журналисты, как Тамара Зарипова, Бибинур Тенельбаева… Если человек талантлив, если человек профессионал, то найдет себя в любом издании, в любой телекомпании. Корочем, ни один журналист который работал или работает в нашей структуре никогда не потеряется. Все они достаточно высокого класса…