Прощай «Наука Казахстана»

О том, как умирают кони, как умирают деревья, как умирают птицы, образно и очень проникновенно поведал нам Велимир Хлебников. Даже о том, как умирает человек, лучше Хлебникова никто не сказал. Но есть смерти, подобные таким катастрофам, перед которыми бледнеет гибель «Титаника». Одна из таких смертей — аннигиляция общественно-научной информации.


С 1 июня перестала выходить газета «Наука Казахстана». Что это значит? Ученый мир Казахстана больше не получит информации о научных достижениях, о работах теоретического и практического характера у нас и за рубежом; о научных конференциях, симпозиумах, коллоквиумах, проходящих с участием высоких профессионалов-специалистов. Народ лишился информации о прошлом, когда зарождались новые направления научной и технической мысли, приведшие к сегодняшнему электронно-компьютерному оазису, каким стал Казахстан в преддверии 1991 года. Прекратятся дискуссии, отражающие взволнованную заинтересованность общественности о связи науки с жизнью. Мы уже не прочтем мудрые мысли наших корифеев науки, не задумаемся над попытками молодых научных умов прорвать рутинные сети на актуальных направлениях человеческого знания. Газета «Наука Казахстана» пользовалась широчайшей известностью в ближнем и дальнем зарубежье. Ее читателями были люди всех возрастов и национальностей. Газета объединяла духовно все слои нашего общества, цементировала, их менталитет, способствовала притоку в науку все новых и новых энтузиастов, регулировала поток свежих научных сил в различные отрасли народного хозяйства.


Много доброго за плечами труженицы-газеты «Наука Казахстана». Она не опускалась до мелочных «разборок», до сомнительных слухов, до «жареных» фактов. Она не искала популярности за счет околонаучной конъюнктуры, не загрязняла свои страницы всякого рода анекдотами, шутками-прибаутками, остротами, коими не брезговали другие. Высокое уважение к науке, творчеству, пафос общегуманистических идеалов сочетался в практике газеты с внимательным отношением к отдельной человеческой личности. Поддержать ростки нового, помочь издающемуся в осуществлении плодотворного замысла — такова была позиция этого издания.


Коллектив газеты состоял из людей, рыцарски преданных своему делу. Сутками отдавали себя переработке информационного материала, верстке, составлению правильного ракурса на злободневность главный редактор Николай Дмитриевич Ситько, его правая рука Адольф Арцишевский, непревзойденные компьютерщики Владимир Семенович и Светлана Ефимовна Синицкие. А вокруг этого небольшого коллектива сплотилась дружная группа постоянных и временных корреспондентов. Газета давала возможность печататься всем заинтересованным лицам. Ограничений не было. Был демократический дух широкой гласности. Никаких предпочтений, деления на «своих» и «чужих». Короче говоря, газета «Наука Казахстана» была воздухом, которым дышал интеллектуальный мир нашего общества. Теперь этому дыханию пришел конец.


Случилось то, что должно было случиться. В бюджете нет средств. В аппарате Министерства образования одна ответственная дама, приятная во всех отношениях, сказала Николаю Дмитриевичу: «Ищите средства где хотите. Ваша газета — вы и крутитесь». Можно ли услышать такое где-нибудь, кроме как у нас? Вряд ли. Получается, что чиновники купаются в роскоши, тратят бешеные деньги на мыльные пузыри, псевдонаучные мероприятия, летают туда-сюда, наносят визиты и устраивают приемы, не жалея бюджетных денег, а на самое главное — на связь науки, образования с обществом, на информацию о новейших достижениях техники — у них денег нет. Все дело в том, что руководство наукой, ее проблемами попало не в те руки. На нужды, заботы, боль сегодняшнего образования смотрят не те глаза. Не в тех головах зреют мысли, думы о будущем нашей Родины, где наука должна стоять на прочном, надежном фундаменте. Протагор, древнегреческий философ, говорил: «Человек есть мера всех вещей». Когда меру вещей определяет человек на руководящей должности, тогда мы можем иметь или всеобщую грамотность, поголовную компьютеризацию, высочайший подъем науки и техники, или же — напротив, с точностью до наоборот. Вот это наоборот мы и наблюдаем, сегодня с глубокой печалью.


Прощай, «Наука Казахстана.