Абрахам Маслоу. Психология бытия

Что такое свободная личность?


Каким был “задуман” человек, как вел бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами?


Вот какие вопросы тревожили всю жизнь американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970), когда он обнаружил, что традиционная психология и психоанализ Зигмунда Фрейда, имевшие дело с патологией, ничем тут помочь не могут. В 1943 году он опубликовал рубежную статью “Теория человеческой мотивации”, с которой началась новая гуманистическая психология. Так ее стали называть впоследствии. Объектом ее служит психически здоровый человек. В течение многих лет Маслоу изучал людей, находившихся в определенной гармонии с собой, наслаждавшихся жизнью как таковой во всех ее аспектах. Как правило, эти люди добивались значительных успехов в жизни. Хотя психическое здоровье, как замечено ученым, не зависит от социального положения, уровня образования и дохода. Главный показатель тут самодостаточность и самостоятельность.


Исходным пунктом гуманистической психологии являются понятие о мотивации поведения, стремление личности к удовлетворению заложенных в ней потребностей. В сущности, все богатство человеческого поведения обусловлено двумя основными моделями мотивации: стремлением к преодолению дефицита и стремлением к развитию.


Что такое дефицитная личность? Человек, который непрерывно чувствует неуверенность в своей безопасности, обделенность, испытывающий потребность в любви, в уважении и признании окружающих. Такой человек живет в постоянном сознании, что ему чего-то недодали в жизни. При постоянных неудовлетворенных потребностях возникает невроз “болезнь обездоленных”, как называет его Маслоу. Такие люди испытывают непрерывное желание преодолеть дефицит, “снять напряжение”, выйти из стрессового состояния за счет внешних источников других людей, ситуаций, материальных средств. Такие люди не хозяева своей судьбы, они не могут считаться здоровыми.


Другую мотивацию поведения Маслоу обнаружил и исследовал у людей, которые стремятся к развитию и не испытывают тоски по дефициту. Такую личность ученый называет “самоактуализирующейся”, и это центральное понятие. Такие люди не избавляются от напряжения, а напротив, оно необходимо для них как средство достижения определенной цели.


Что такое самоактуализирующаяся или развивающаяся личность?


Психически здоровый человек характеризуется тем, что удовлетворил свои основные потребности в безопасности, сопричастности, любви, уважении, и потому руководствуется в основном высшими потребностями, стремится реализовать свои таланты и способности, потенциальные возможности или совершить свою миссию, свое призвание, судьбу. Человек стремится осознать свою изначальную природу, обрести более полное единство своей личности, или “внутреннюю синергию личности”, как говорит Маслоу.


Автор выявил полный набор психологических характеристик самореализующейся личности. Ни одна из них в отдельности или несколько черт вместе не определяют психологический рисунок личности только все в совокупности. Это следующие характеристики:


1. Высшая степень восприятия реальности. Она означает повышенное внимание, ясность сознания, сбалансированность всех способов познания действительности. Вряд ли можно более точно описать это свойство.


2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле.


Это свойство отнюдь не означает примирения с действительностью, но говорит об отсутствии иллюзий относительно ее. Человек руководствуется в жизни не мифами и не коллективными представлениями, а по возможности научными и, во всяком случае, диктуемыми здравым смыслом, трезвыми мнениями об окружающем.


3. Повышенная спонтанность.


Иначе говоря — быть, а не казаться. Это означает выявление своей личности, свободное излияние ее, отсутствие комплексов неполноценности, боязни показаться смешным, нетактичным, профаном и т.п. Словом, простота, доверие к жизни.


4. Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме.


Кажется, такая способность более понятна: упрямство, упорство, “вгрызание” в проблему и способность ее рассматривать и обсуждать с другими и наедине с собой.


5. Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению.


Психически здоровому человеку необходима душевная сосредоточенность, он не боится одиночества. Напротив, оно ему необходимо, потому что оно поддерживает его непрерывный диалог с самим собой, помогает внутренней жизни. Человек должен работать “внутри” себя, воспитывать свою душу, должен уметь разговаривать с Богом, если это человек религиозный.


6. Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре.


Непрерывное ощущение себя частью какой-то культуры, семьи, группы, какого-то общества вообще признак психической неполноценности. В целом в важных жизненных вещах человек не должен никого представлять, не быть ничьим делегатом. Это означает, что он должен черпать из всех источников, быть способным воспринимать все культуры и не быть подчиненным ни одной из них. Регулятором поведения здоровой личности служит не мнение окружающих, не их взгляды, не их одобрение и не их правила, а кодекс поведения, выработанный в диалоге с высшим началом в себе. Короче говоря, не безличная культура стыда, а культура вины, не внешнее принуждение к одинаковому поведению, а многовариантность поведения на основе самостоятельного видения жизни в целом характеризуют психически здоровую личность.


7. Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций.


Вероятно, данная характеристика не нуждается в дополнительных разъяснениях. Если человек есть единство эмоциональной, интеллектуальной и физиологической сфер, то должен брать лучшее из всех них.


8. Более частые прорывы на пик переживания.


Вот это качество как раз нуждается в комментариях. Пиковыми переживаниями Маслоу называет моменты осознания, озарения, откровения. Это время наивысшей сосредоточенности, когда человек приобщается к истине, к чему-то превышающему его силы и способности. В такие моменты он как бы переходит на более высокую ступень, ему вдруг становятся понятными, открываются тайны и смыслы бытия.


К таким переживаниям не обязательно относятся, допустим, научные открытия или радость художественных вдохновений творца. Их может вызывать миг любви, переживание природы, музыки, слияние с высшим началом. Главное, что человек в такие моменты чувствует не отстраненность, а соединенность с высшими силами.


Он становится в наибольшей степени богоподобным, говорит Маслоу, а это значит, что он не испытывает ни малейшей нужды и желаний и находит удовлетворение во всех вещах.


9. Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим.


Всечеловечность, чувство единства гораздо больше того, что нас всех разъединяет. Неповторимость и несхожесть людей есть основание для близости, а не для их вражды.


10. Изменения в межличностных отношениях.


Психически здоровая личность самодостаточна и самостоятельна, она менее зависима от других личностей. И это означает, что у нее нет страха, зависти, потребности в одобрении, похвале или привязанности. Она не имеет нужды лгать и приспосабливаться к людям, не зависит от их пристрастий и общественных установлений. Она равнодушна вообще к знакам поощрения и порицания, ее не увлекают ордена и слава, награду они находят внутри, а не вне себя.


11. Более демократичная структура характера.


Самореализующаяся личность не нуждается ни в какой общественной иерархии, в авторитетах и кумирах. Нет у нее и желания властвовать над другими, навязывать им свои мнения. Она устраивает вокруг себя островки сотрудничества, а не исполнения инструкций, коллектив для нее не иерархически построенная организация, а собрание незаменимых специалистов.


В общественной структуре такому человеку соответствует демократическое общественное устройство. Вообще, у таких людей, на какой бы “должности” и какое бы общественное место они ни занимали, хоть самое незаметное, нет начальства. Они умеют устраиваться везде так, чтобы не иметь над собой контролеров и зависимых от них материально людей.


12. Высокие творческие способности.


В каком-то высшем смысле понятия “человек” и “творец” совпадают. Если в наличии этого мы не видим, если вокруг, как нам кажется, серые, незначительные, незаметные люди — значит, это общество дурно устроено, оно не дает человеку возможности, простора для самоактуализации.


13. Определенные изменения в системе ценностей.


Люди, достигшие определенной степени самореализации, имеют очень высокое мнение об окружающих. Они верят в людей, в человечество, в его судьбу, в его лучшее будущее, хотя и не обязательно могут сформулировать это в словах. Иначе говоря, у них положительный настрой, они не только доброжелательны к другим, но обладают определенной и, как правило, твердой положительной жизненной философией, системой взаимоувязанных ценностей.


Как видим, все эти характеристики начинаются со слов: “более”, “высокая”, “улучшенная”, то есть в них заложено не усреднение, а оптимизация свойств и качеств человека. И одновременно они же есть цель или вектор, по которому расположены человеческие надежды и стремления. Большинство людей, сознательно или бессознательно, устремляются туда, хотят стать лучше. Это главная психологическая установка нормального человека. Таким образом, самоактуализация является ценностью глобального масштаба.


Ясно, что ей должно быть подчинено общественное устройство. Если личность является центром либеральной идеи, альфой и омегой общества, то мы вправе спросить, а что это за личность, какова она должна быть. На этот вопрос отвечает психология бытия А.Маслоу: личность есть внутренняя суть, природа человека, направленная на его самоактуализацию.


В некотором смысле это природа божественная, поскольку противоположна естественному эгоизму и инстинкту самосохранения. Недаром, рассказывая о своей собственной эволюции в развитии гуманистической психологии, автор пришел к выводу о космичности сознания и бытия человека, о существовании неясно очерченного, но наиболее ценного для человека высшего, надмирного плана, к которому устремляется самоактуализирующаяся личность. Для его определения не хватает научного языка, приходится пользоваться религиозными категориями.


Такой личности требуется главная ценность либерализма — свобода как возможность реализации своих устремлений.


Как часто мы видим вокруг себя общественные манифестации и демонстрации с требованиями для себя всего, кроме свободы: работы, повышения зарплаты, защиты здоровья и жизни. Протест против… Мы по привычке относим их требования по ведомству общественной справедливости. Но это определение сомнительно. Психологически, как правило, такие социальные движения вызываются инстинктом самосохранения, стремлением взять, а не отдать, распределить, а не создать. Их формулируют люди, озабоченные собственным внутренним дефицитом: любви, признания, безопасности. Следовательно, такие требования непродуктивны. Они создают в обществе атмосферу злости, неуверенности, подозрений, неправомерных ожиданий.


Отрицательные чувства эксплуатируют целые движения, партии, выступающие от имени “трудящихся”, озабоченные защитой их “интересов”. Так создается психологический механизм демагогии и разрушительных общественных стихийных взрывов.


© “Евразия”